Опасные следы мыслей

Опасные следы мыслей*Окончание. Начало в № 9.

Когда ощущения блокированы
Глубокое заблуждение считать, будто духовное развитие приведёт к тому, что человек, последовательно и педантично соблюдающий правила поведения и стремящийся соответствовать провозглашённым идеалам, обязательно станет мыслить по схеме «если — тогда» (когда признаётся верным только то, что отвечает действующим правилам и идеалам, а всё остальное объявляется ложным).
Результат такого мысленного сглаживания между тем, что «должно быть», и тем, что «есть», конечно, ощутим. Это либо приятное чувство подтверждения в случае согласия, либо неприятное чувство противоречия. На основании этих впечатлений многие люди полагают, что выражением такого внутреннего взвешивания является их надёжное «чувство живота». В действительности же внутренний голос духа, который мог бы указать направление, блокируется их собственными твёрдыми представлениями, то есть ошибочным мнением, что определённые правила поведения всегда верны и действуют при любых обстоятельствах. Кстати, такая установка — питательная почва для всякого рода догматизма, сектантства и религиозного фанатизма. При этом люди воображают себя особо «богоугодными», если они следуют своим концепциям жизни или веры, не думая о направленности собственных действий.
Однако нужно ли упрямо и назло всем неприятностям следовать однажды избранной модели поведения, чтобы избежать ошибок? Вовсе нет. Соразмерность действия является подлинным критерием его правильности. Человек действует правильно, если поступает в соответствии с ситуацией, в соответствии с людьми, их потребностями и своими возможностями.
«Пусть падёт всё закостенелое по отношению к вашим ближним, вместо этого станьте живыми и подвижными, — говорил Абд-ру-шин. — Закостенелость всегда ложна, потому что неестественна и не находится в согласии с Первозданными Законами Творения, которые требуют подвижности. Любая закостенелая зацепка — это беспомощность, которая не распознаёт других торных дорог, а потому препятствует и стремлению вперёд ваших ближних».
Распознать, что в конкретной ситуации правильно и соразмерно, нам поможет надёжный указатель — ощущение, внутренний голос нашего свободного духовного стержня. Оно всегда «рассматривает» проблему в совокупности и всеобъемлюще. Для него имеет значение не отдельная потребность или определённое правило поведения, а вся ситуация в целом, требующая соразмерных, то есть именно ей соответствующих действий. То, что по отношению к одному человеку является правильным, может оказаться неуместным по отношению к другому. Один и тот же ливень может стать для страны, переживающей засуху, истинным спасением, а для уже затопленной — окончательной катастрофой.
Только живое ощущение, а не застывшее правило говорит нам, приносят ли наши действия пользу или же наносят вред, является ли нечто правильным и соразмерным или же неприемлемым и ложным. К сожалению, этот внутренний, а ещё точнее, самый внутренний голос — мощный орган, влияние которого (всегда относящееся к внутреннему миру) постоянно недооценивается, заглушается «мозговым» голосом рассудка.
Правда, нынче многие чувствительные и духовно открытые люди уже не доверяют интеллектуальным решениям и более склонны следовать своей «интуиции». Они предпочитают её холодному рассудку, который логически взвешивает все за и против. Однако они даже не предполагают, что рассудок может выражать себя и под маской внутреннего голоса. А именно так и происходит, если наше суждение — как описано выше — следует всё упрощающей логике «если — тогда». Например, если некто вегетарианец, то он должен быть духовно продвинутым. Если автор использует в тексте слово «похотливый», то он просто не может не быть аморальным. Если ребёнок долго капризничает, то он плохо воспитан. И так далее и тому подобное.
Когда мы, словно находясь в шорах, сравниваем человеческое поведение или некий факт с определёнными идеальными представлениями из своих «мысленных облачков» и пытаемся на этом основании судить о человеке в целом или обо всей ситуации, то мы тем самым изначально «выключаем» подлинный внутренний голос. Ведь фиксируясь на одном конкретном варианте, мы создаём идеальную основу для рассудочных суждений, так как рассудок — в противоположность соразмерно и совокупно оценивающему ощущению — каждый раз концентрируется лишь на одном пункте или аспекте.
«Чёрно-белые» суждения о людях и фактах широко распространены, поскольку не требуют глубокого, дифференцированного взвешивания, то есть духовной работы. Но в большинстве случаев они далеки от истины. Таким образом, наша рассудочная логика только вводит нас в заблуждение и искажает наши ощущения.

Когда ощущения противоречат друг другу
Одно и то же поведение может иметь различную подоплёку. Одна и та же реакция для одного человека может быть неуместной, а для другого — единственно верной. Одна и та же картина способна вызвать у разных людей совершенно противоположные ощущения. Словом, жизнь нельзя загнать в жёсткие схемы и подчинить раз и навсегда принятым правилам.
Поэтому вполне нормально, когда ощущения двух людей от одного явления порой противоречат друг другу. Ведь все переживаемые нами ощущения — голос нашего духа и связаны с поиском пути ввысь. Внутренний голос находит путь, знает, как долго предстоит идти, правдиво сообщает нам, ищем ли мы нечто или чего-то избегаем, должны ли что-то сделать или допустить, чтобы достичь своей духовной цели. Но этот указатель действителен в первую очередь для нас самих, ориентирован на нашу собственную ситуацию, нашу собственную задачу, наши способности и возможности. Если бы в точно таком положении оказался другой человек, то вполне возможно, что его ощущения подсказали бы ему другой путь. Ведь этот человек, даже стремясь к той же духовной цели, имеет другую задачу и обладает другими способностями и возможностями. Так что любые унифицированные ощущения и суждения нужно рассматривать как сигнал предупреждения. Если все «ощущают» сомнительными одни и те же аспекты, препятствующими одни и те же вещи, врагами одних и тех же людей, то высока вероятность, что за подобными суждениями стоит не свободный дух, а мощное общее «облачко», образовавшееся из чужих мысленных следов.
Разумеется, ощущение формирует нам и объективные суждения. Человеческое понимание, например, проявляется всегда, когда нечто своими пропорциями, формами или красками соответствует естественной гармонии, как это следует из действия Законов Творения. Но мы охотно ставим это абсолютное, всеобъемлющее понимание доброго, истинного и прекрасного, которое исходит из нашего духа и облегчает нам жизненную ориентацию, на службу нашим сиюминутным представлениям о мире и человеке. Тем самым мы сужаем ощущение заранее отчеканенными мысленными шаблонами и закрываем себе путь для новых опытов.

А по плечу ли нам подлинная свобода?
Итак, очевидно, что путь из чужих следов мыслей не всегда ведёт к свободе. Зачастую лишь старая внутренняя установка заменяется новой. Прежняя унификация, связанная с определёнными людьми и привычками, сменяется новой, с другими единомышленниками и другими привычками. Тем самым порыв к духовной свободе и преодолению чуждых определений остаётся нереализованным.
Это, безусловно, прогресс — осознать обширные, быть может, даже опасные влияния чужих мыслей, из-за которых люди, деградируя, становятся марионетками. Но ведь необходимо добиться того, чтобы самостоятельно определять свою жизнь и принимать решения, руководствуясь лишь собственными чистыми ощущениями, свободными от воздействия тех или иных «мысленных облачков».
Конечно, речь не о том, чтобы ценные заповеди или жизненные правила просто-напросто бездумно выбросить за борт. Ведь каждый человек в большей или меньшей степени нуждается для своей жизни в защите и направляющих линиях. Однако существует тонкая, но отчётливая грань, которую мы должны точно знать, между учением и догмой, между помощью в ориентации и правилом поведения, между самоопределением и чуждым определением.


(из журнала “GralsWelt”,
пер. с нем.)