Личный вкус

Личный вкусВедь вот мы с тобой по всему чужие:
другие вкусы, взгляды, всё; но я знаю,
что ты меня любишь и понимаешь…
Л. Н. Толстой. Анна Каренина

То, что каждый человек имеет свой личный вкус, то есть собственное представление о вещах, об окружающем мире, известно, пожалуй, всем. Это нечто такое, что пронизывает нашу жизнь, чем постоянно пользуются и руководствуются. Говорят, что «о вкусах не спорят», что «на вкус и цвет товарищей нет» и что «каждый видит мир по-своему». В тех или иных случаях говорят о разборчивом вкусе, неразвитом вкусе, дурном вкусе, безвкусице, о странном или даже извращённом вкусе, а также о хорошем, утончённом, изысканном, возвышенном вкусе.
Что же определяет личный вкус человека? Чем он обусловлен и какова его природа? Так, к примеру, широко распространённым является мнение, что личный вкус целиком и полностью определяет среда, в которой человек родился и вырос. То есть в каких социальных и природных условиях он появился на свет, как воспитывался и обучался. Другими словами, всё сводится к сугубо материалистическому представлению о существе человека, его характере и личном вкусе — его предпочтениях и выборах.
Однако всех нас, являющихся частичками Творения, само бытие заставляет смотреть и искать глубже доступной нашим взорам и чувствам грубой материи. Так называемая прогрессивная психология уже десятилетия занимается этой проблемой, пытаясь выйти за рамки сугубо материалистической картины мира.
И всё-таки материалистические представления являются на сегодняшний день наиболее распространёнными. Одна из причин этого в том, что в различных теориях, где делается попытка преодолеть материализм при рассмотрении человеческого существа, нет необходимой ясности и простоты.
А между тем только в простоте сокрыта Истина и только исходя из простоты можно дать чёткие и ясные, не противоречащие логике и здравому смыслу ответы на многие жизненные вопросы. На наш взгляд, именно этим требованиям отвечают объяснения общей картины мира, которые содержатся в произведении Абд-ру-шина «В Свете Истины» Послание Граля. Опираясь на основные положения этого произведения, мы и постараемся ответить на поставленные вопросы.
Из Послания Граля нам известно, что на начальном этапе своего развития человек представляет собой бессознательное семя духа (духовный зародыш). И это очень важный момент для понимания рассматриваемой нами проблемы. Подлинная родина духовных семян — Духовное царство, прекраснейшая область грандиозного совокупного Творения, которую духовные семена должны покинуть и погрузиться в мироздание (вещественное Творение), чтобы начать своё развитие и стать зрелыми духовными личностями, наделёнными самосознанием. Так в строгом соответствии с Законом Развития происходит «изгнание» бессознательных духовных семян из Рая, Духовного царства. Это отнюдь не наказание, но необходимый шаг навстречу зрелому состоянию. Точно так же вынашиваемый плод должен покинуть материнскую утробу, а семя — упасть в почву, где оно только и сможет прорасти и в дальнейшем стать зрелым.

Итак, на начальном этапе развития человек, будучи бессознательным духовным семенем, ещё не имеет такой немаловажной составляющей своего существа, как личный вкус, личностное представление о чём бы то ни было. Эту составляющую духовное семя будет приобретать в многообразных переживаниях, которые его ожидают в вещественности, становясь при этом всё более зрелой духовной личностью. Имея одинаковые задатки (способности), все духовные семена наделены свободой выбора в принятии решений. Именно эта свобода выбора (свобода воли) и обусловливает то обстоятельство, что каждое духовное семя будет развивать заложенные в нём способности иначе, чем все остальные, формируя тем самым свой неповторимый и строго индивидуальный взгляд на вещи. При этом оно будет слышать, видеть, переживать окружающий мир всегда не так, как другие.
Оказавшись в вещественности и «прикрыв собственную наготу» легчайшей вещественной оболочкой, духовное семя соприкасается с происходящими здесь различными процессами. Оно оказывается посреди потоков, которые являются как бы отголосками разворачивающихся в вещественности событий. Отдаваясь на волю тому или иному потоку, духовное семя опускается всё глубже в мироздание, пока в конце концов не достигает грубо-вещественной земли. Облачившись в грубо-вещественное земное тело, оно рождается как земной человек.
Для того чтобы стать духовной личностью, то есть собственно человеком, духу требуется, безусловно, не одно земное воплощение. Он должен снова и снова приходить на землю из потустороннего мира, пока однажды не станет настолько зрелым, что сможет вернуться на свою изначальную родину — в Царство Духа. Там, став уже зрелой духовной личностью, наделённой полнотой самосознания, человек обретёт вечную деятельную жизнь — венец и смысл своего развития в вещественном Творении.
Таков нормальный и правильный путь развития духа. Однако, наделённый свободой воли, он может свернуть с этого пути. К сожалению, именно это и произошло с человечеством. Так называемый первородный грех, то есть гипертрофированное развитие рассудка (инструмента, призванного служить духу в грубой вещественности), привело к тому, что люди забыли о своей изначальной духовной родине, приковав себя к пространству-времени грубо-вещественного уровня Творения. Так произошёл разрыв связи с Духовным царством. Теперь многим развивающимся человеческим духам стала угрожать духовная смерть, невозможность вернуться в Рай в качестве сознательной личности.
Об этом плачевном положении дел как раз и свидетельствует столь широко распространённый сегодня дурной вкус. Это — не мелочь, как может показаться на первый взгляд, а грозный симптом тяжёлого духовного заболевания земного человечества. Царящий в нашей жизни дурной вкус, теперь к тому же извращённый до болезненности, превратил земную жизнь в злую карикатуру того, чем эта жизнь могла бы стать, если бы мы не свернули с нормального пути развития. Здесь можно привести множество примеров, так как из них буквально соткана наша повседневность. Во что мы одеваемся, как и о чём говорим, что читаем и смотрим? Изобразительное искусство, музыка, литература, кино, взаимоотношения людей — всё это является полем, на котором пышно цветёт дурновкусие. Однако на это уже не смотрят как на нечто крайне нежелательное, вредное и опасное, но воспринимают как престижное, передовое и прогрессивное.
Зная, как устроено Творение и какое место занимает в нём человеческий дух, легко ответить на вопрос, где же взять критерий, по которому можно отделить хорошее от плохого. Он — внутри каждого из нас, это ощущение нашего духа. Из духовного ощущения как раз и проистекает безошибочное чувство прекрасного, основа хорошего и возвышенного вкуса! Однако именно духовное ощущение земное человечество отодвинуло в сторону, руководствуясь исключительно рассудком. Именно на почве бездуховности и прогрессирующей рассудочности и стало возможным теперешнее торжество безвкусицы. То есть и в этом вопросе всё сводится к первородному греху, к нашему преступлению против Законов Творения, неестественно и односторонне развитому переднему мозгу, продуктом деятельности которого является рассудок.
Заботиться об облагораживании и развитии своего личного вкуса должен каждый человек. Это его святая обязанность! Неверно говорить, что в конечном счёте всё определяют условия, в которых рождается земной человек. Во-первых, это он сам своим предшествующим бытием, в строгом соответствии с Законами Творения, выбирает себе условия, в которых рождается на земле в очередной раз. Выбор эпохи, страны, родителей — это, по большому счёту, всегда наш собственный выбор! Так что мы сами выбираем себе ту среду, которая будет влиять на формирование нашего характера и личного вкуса. Другими словами, причина происходящего с нами кроется в нас самих. А во-вторых, каждый человек просто обязан с определённого момента земной жизни взять собственное воспитание в свои руки. Если он этого не делает, если он не облагораживает и не возвышает себя самого, он преступает Законы мироздания, создавая помеху в дивном механизме Божьего Творения. А всё мешающее неизбежно будет сломлено и уничтожено непрестанным действием этого механизма, если только человек не пожелает вовремя собраться с силами и приступить к выполнению своей задачи, следуя Законам Творения, способствующим поступательному развитию и прогрессу всего сущего.