Из Послания Граля

Из Послания ГраляЧеловек, который проводит свои земные дни в самокопании, никогда не сможет подняться ввысь, а останется закрепощённым.
Но очень многие люди живут во мнении, что именно это самокопание и самонаблюдение и есть то особенно великое, с помощью чего они восходят ввысь. Для этого у них много слов, прикрывающих подлинную суть. Один занимается самокопанием в раскаянии, другой в смирении. Кроме того, есть и такие, кто в усиленном самокопании стремится обнаружить свои ошибки и найти путь избежать их…
Но так быть не должно. Путь ложен, он никогда не ведёт ввысь, в светлые, свободные сферы, ибо в самокопании человек связывает себя! Ведь он принудительно направляет свой взор только на самого себя — вместо высокой, чистой, светлой цели!
Радостный, сердечный смех — сильнейший враг тьмы. Только это не должен быть смех злорадства!
Самокопание, напротив, подавляет. В одном этом уже заложено объяснение того, что оно удерживает внизу, тянет вниз. Истинная суть постоянного самокопания — вовсе не доброе воление, а лишь тщеславие, честолюбие и самомнение! Это не чистое томление по Свету, а мания собственного превосходства, которая подаёт повод к самокопанию, вновь и вновь разжигает и непрестанно питает его!
Снова и снова такой человек мучительно размышляет о себе. Он ревностно перебирает чередующиеся «за» и «против» в процессах своей души, злится, утешает себя, чтобы в конце концов с глубоким вздохом самоудовлетворения констатировать самому себе, что он в очередной раз что-то «преодолел», продвинувшись на шаг вперёд. Я намеренно говорю при этом «констатировать самому себе», ибо он и в самом деле констатирует по большей части в полном одиночестве и эти собственные констатации всегда лишь самообман. В действительности он не продвинулся ни на шаг… напротив, он совершает одни и те же ошибки снова и снова, хотя и полагает, что не повторяет их. Но они суть таковые, всегда прежние, изменяется только форма.
Итак, подобный человек никогда не двигается вперёд. Однако в собственном наблюдении он мнит, что преодолевает одну ошибку за другой. При этом он всегда зациклен на самом себе, в то время как засевшее в нём основное зло лишь непрестанно порождает новые формы.
Постоянно наблюдающий за собой и копающийся в себе человек есть воплощение борца с девятиглавым змеем, у которого вновь отрастает голова на месте отрубленной. Тем самым борьба не имеет конца, а со стороны борца нельзя отметить никакого прогресса.
Таков в действительности эфирно-вещественный процесс, соответствующий деяниям «самокопателя». Люди могли созерцать это ещё в древности, когда они считали всё не грубо-вещественное богами, полубогами или ещё какими-либо родами существ.

(т. III, гл. 2)