Христос и богатство

Христос и богатствоДействительно ли Христос выступал против богатства, как это часто утверждают и сегодня? В одном из докладов Послания Граля Абд-ру-шин освещает этот вопрос.

К  Христу приходило множество людей — то с вопросами, то за советом. Он всегда охотно помогал им по Своей великой, неиссякаемой любви, ибо Сам был и сегодня пребывает Живой Любовью!
Следовательно, Он давал вопрошавшим и умолявшим Его такой ответ, в котором нуждались именно они. Рассмотрим пример.
Богатый юноша страстно желал узнать, какой путь приведёт его в Царство Небесное. Сын Божий посоветовал ему раздать всё своё имущество бедным, а затем последовать за Ним.
Но следовать Христу означает только одно — жить точно по Его словам.
Этот эпизод, как и многие другие, тотчас же был принят к сведению окружавшими. Рассказывая о нём, каждый из них сообщал именно то, что воспринял по своей человеческой природе. А это почти никогда не соответствовало первоначальному, подлинному смыслу слов Христа. Ибо лишь несколько слов в иной форме могут изменить уже весь смысл. 
Первые свидетели, по крайней мере, ограничивались рассказом, простым сообщением. Однако в дальнейшем эти конкретные советы стали выдаваться за общие законы, действительные для всего человечества!
И причиной тому — само человечество, а вовсе не Христос, Сын Божий!
Должно быть, Он и в самом деле сказал в то время богатому юноше, что тому надлежит раздарить всё своё имущество. Но это касалось лишь его, ибо юноша спросил: «Что нужно сделать мне?..»
И Христос ответил на это ему, не предписывая ничего подобного всему человечеству!
Богатому юноше, ему лично, этот совет мог принести пользу. Он был слишком слаб душой, и связанные с богатством удобства мешали ему внутренне собраться с силами. Поэтому богатство было преградой для восхождения его духа! Христос посоветовал ему убрать с пути все преграды, и в этом, разумеется, и состоял самый лучший совет. В данном случае путь преграждало богатство, соблазнявшее юношу своим комфортом.
Но только поэтому! А не потому, что человек не вправе быть богатым!
Человек и в самом деле не вправе предаваться стяжательству, единственная цель которого — воспользоваться накопленными богатствами для собственного удовольствия. Но тот, кто правильно пользуется богатством, применяя его в праведном смысле, используя его по-новому на благо многих, гораздо ценнее и выше того, кто раздаривает его без остатка! Он намного важнее в Творении, ибо способствует его развитию!
Распоряжаясь богатством, такой человек в состоянии обеспечить работой тысячи людей в течение всего их земного бытия. Тем самым он даёт им сознание того, что они сами зарабатывают себе на жизнь, и это сознание укрепляет и поддерживает как дух, так и тело! Вот только само собой разумеется, что при этом должно сохраняться правильное отношение к работе и отдыху, а также предоставляться достойное вознаграждение за всякий труд — иначе говоря, надлежит сохранять строгое, справедливое равновесие!
Это поддерживает Творение в движении, без которого не было бы ни оздоровления, ни гармонии. А одностороннее раздаривание, без требования компенсации, приносит в Творение, согласно его законам, один лишь застой и помехи. Это проявляется во всём, в том числе и в земном теле. Малоподвижность приводит к сгущению и застою крови, так как только благодаря движению кровь может свободно и чисто течь по сосудам.
Этот закон необходимого движения человек находит повсюду, в многообразных формах, но в принципе он всегда тождествен самому себе. Частные случаи его проявления на всех уровнях совокупного Творения неразрывно связаны друг с другом во взаимодействии; и самому духу необходимо непрерывно исполнять этот закон, если он хочет существовать, сохранять энергию, стремиться ввысь.
Без движения нет ничего! Оно повсюду — в безусловном равновесии полученного и отданного.

Давая совет богатому юноше, Сын Божий не намеревался установить всеобщее правило. Напротив, этот совет относился к конкретному юноше, и только к нему одному, касаясь, правда, и тех, кто подобен ему, то есть слишком слаб, чтобы правильно пользоваться богатством. Если богатство владеет тобой — ты не вправе обладать им, ибо оно не служит тебе. Богатство приносит пользу лишь в руках того, кто правильно пользуется им, и такому человеку надлежит обладать им. Он ведь знает, как использовать богатство на благо себе и людям, способствуя движению в Творении и поддерживая его.
Этого почти никогда не происходит при раздаривании! Многие люди пробуждаются и приходят в движение не иначе как понукаемые нуждой. Но как только им слишком быстро оказывается посторонняя помощь, они опускают руки, полагаясь на неё.
В результате они духовно гибнут, так как не в состоянии оставаться в движении без стимула. Влача бесцельное существование, они зачастую тратят время лишь на то, чтобы разглядеть в других, но ни в коем случае не в самих себе, всё то, за что можно было бы упрекнуть. И при этом им самим хотелось бы иметь то, чем обладают другие. Одностороннее раздаривание способствует загниванию целых поколений, непригодных к бодрой, радостной жизни и тем самым несущих вред совокупному Творению!
Не это имел в виду Христос, давая совет богатому юноше.
Более того, Сын Божий никогда не выступал против богатства как такового. Он всегда обличал отдельных богатых людей, очерствевших до того, что они уже не испытывали вообще никаких ощущений при виде чужой нужды. Тем самым они пожертвовали духом ради богатства, не проявляя интереса ни к чему, кроме богатства, то есть полностью покорившись ему.
Сам Христос не презирал богатства и не отвергал его. Об этом свидетельствует то, что Он часто посещал богатые дома. В тех из них, где Его принимали дружелюбно, Он становился постоянным гостем.
И Сам Он тоже не был бедным, как почему-то принято считать. Нет никаких причин соглашаться с предположением о Его бедности, невзирая на то что оно давно стало притчей во языцех.
Христос никогда не знал забот о пропитании. Он родился в условиях, которые сегодня назвали бы среднебуржуазными. Именно эта почва, и только она одна всё ещё оставалась наиболее здоровой.
В ней не было ни изнеженности богатых и знатных кругов, ни горечи рабочего класса. Выбор был сделан точно. Иосифа-плотника можно было назвать зажиточным, но совсем не бедным.
В то время Христос родился в яслях в Вифлееме. Но произошло это лишь потому, что город Вифлеем был переполнен из-за переписи населения, которой подлежал и Иосиф. Ему просто негде было остановиться. Это и сегодня вполне может случиться с человеком, принимающим участие в каком-то особом мероприятии. К бедности всё это не имело никакого отношения. Как и у всякого зажиточного горожанина, в доме Иосифа были отдельные спальни.
Христос и не должен был жить в бедности! Это понятие возникло лишь потому, что Пришедший от Бога не проявлял ни малейшего интереса к земным благам, выходившим за пределы элементарных земных потребностей. Он пришёл, чтобы выполнить чисто духовную задачу. Земное было тут решительно ни при чём!
Не иначе обстоит дело и со многими другими отдельными стихами и текстами Библии, дошедшими до нас в форме, основанной на человеческих воззрениях.
Но ведь составители, трудившиеся в то время, не хотели, чтобы из этого возникли законы, обязательные для всего человечества. Они хотели только лишь поведать.
Тогдашним земным людям, в том числе и ученикам Христа, ещё можно простить непонимание многого из того, что говорил Сын Божий, так часто печалившийся по этому поводу. В дальнейшем они поведали миру о земном бытии Христа по роду своего собственного превратного представления, руководствуясь при этом самым что ни на есть добрым волением. Их сообщения соответствовали тому, что удержала их память. Но я уже упомянул о том, по каким причинам их воспоминания нельзя рассматривать как неприкосновенные.
Однако непростительно, что и позже люди просто и смело утверждают как нечто неопровержимое: «Христос сказал!» Тем самым они без церемоний приписывают непосредственно Сыну Божьему воззрения заблуждавшихся людей, продукты неполноценной человеческой памяти. Их стремление при этом своекорыстно — обосновать и поддержать систему, в которой полно пробелов, так что с самого начала всё строение не могло не показаться прогнившим и недолговечным для всякого сильного ощущения. Вот и пришлось требовать от людей слепой веры — лишь с её помощью удалось кое-как прикрыть бесчисленные прорехи в этой постройке, чтобы их нельзя было увидеть сразу!
Всё это держалось, да и сегодня ещё держится только на строгом требовании слепой веры и на имеющих решающее значение словах: «Христос сказал!»
…Это расчётливое утверждение станет для них Страшным судом! Ибо слова эти столь же неправедны, как и самомнение, с которым люди осмеливаются утверждать, будто Бог желал распятия Христа, дабы с помощью жертвы смыть все грехи с этого земного человечества! Только неслыханное человеческое самомнение могло довести до того, чтобы представить убийство Сына Божьего в таком искажённом виде! Будущее заставит людей осознать всю наглость этого кощунства, последствия которого им ещё предстоит испытать на себе.
Горе людям, во время оно распявшим Сына Божьего на кресте! Но стократно горе вам, люди, которые с тех пор тысячекратно пригвождали Его к кресту в Его Слове! Вы и сегодня ежедневно, ежечасно, вновь и вновь убиваете Его! Суд со всей тяжестью обрушится на ваши головы!

 (ІІІ, 11)