Опасные следы мыслей

Мысли оказывают мощное влияние на благополучие и личное развитие каждого из нас. Они руководят нашими решениями и определяют наше поведение. Однако не всё, что мы думаем, исходит от нас самих. Довольно часто мы неосознанно движемся по следам чужих мыслей, не чувствуя, насколько легко поддаёмся влиянию. Также и то, что мы принимаем за «внутренний голос» духа, может передаваться от мыслительных источников.
Эти данности образуют опасные камни преткновения на жизненном пути, с которыми нужно считаться.

«Я мыслю без постороннего влияния, только так, как сам хочу и ощущаю!» В большинстве случаев мы исходим из того, что в своих внутренних побуждениях мы совершенно самостоятельны и можем позволять себе делать всё, что хотим. Однако этот оптимизм обычно не выдерживает критической самопроверки и отступает, и тогда проявляются далеко идущие зависимости. Даже тот, кто полагает, что нашёл путь духовного развития и свободен от тормозящих общественных условностей, не может быть абсолютно уверен в собственной независимости…

Следы мыслей как препятствие
Прежде всего нужно обратить внимание на основополагающий факт: то, что мы, люди, видим, слышим или как-то иначе воспринимаем, всегда оставляет следы в нашем мышлении. Никто не изолирован полностью, и никто не может развиваться без влияния других.
В каждом ребёнке «отчеканены» взгляды его родителей, учителей, знакомых и друзей. Да и на самих взрослых общественное окружение оказывает сильное влияние. Традиции, конфессии и образование формируют фундамент для нашего мышления, и, таким образом, никто не остаётся не затронутым многообразными требованиями и целями в своей профессии и частной жизни. То есть в наших мыслях мы идём по следам других людей. Мы получаем от других знания и картину мира, веру и сомнения, образцы жизненной мудрости.
Можно сказать: «Мы все окутаны облачками из ранее созданных мыслей – частично собственного, частично постороннего происхождения, – которые сильно влияют на наши поступки, нашу способность суждения и понимание себя». Наша мыслительная основа проявляется в нашей внутренней установке и даёт нам реальную опору, поскольку мы определяемся в земной жизни посредством своего мышления.
Большинство людей не озабочено этим, поскольку их «личные мысленные облачка» сформированы под сильным чужим влиянием. Многие даже имеют явную склонность вести жизнь, определённую другими. Или, точнее, стремятся обрести опору именно в том, что делают другие. Об этом свидетельствуют мода, музыка, спортивные тренды, языковые и другие культурные обычаи, а также наше желание присоединиться к сообществу веры или мышления.

Стремление к духовной свободе
С другой стороны, немало людей временами испытывают потребность освободиться от окружающего мыслительного мира, который на них влияет. Они хотят сами определять свою жизнь, а не идти по заранее проложенным следам.
Особенно велика эта потребность в свободе и самостоятельности в юношеские годы, когда человеческий дух пробивается к сознанию и горит желанием идти собственным путём, независимо от родителей. Порыв этот зиждется на доброй основе, так как стремление сформировать свою жизнь, исходя из собственной ответственности за неё, неотъемлемо принадлежит человеческому бытию. Впоследствии эта потребность освободиться от серьёзных препятствий может проявиться вновь. Если, например, человек почувствует неудовлетворённость своими жизненными обстоятельствами и начнёт искать новые пути. Или в нём пробудится томление по глубоким знаниям и истине, и он перестанет довольствоваться теми ответами на волнующие его вопросы, которые ему повсеместно предлагают. В подобных ситуациях проявляется — порою сильно выраженная — воля покинуть следы тех мыслей, которые до сих пор влияли на жизнь и направляли её, задаться вопросом о собственных привычках и изменить род своего поведения.
Такая перемена равносильна шагу по лестнице: если человек перед этим стоял твёрдо, обеими ногами, то теперь он покидает привычную почву и, открывшись для всего нового, интуитивно ищет другую опору и надёжное равновесие. Такая перемена может стать настоящим прорывом, если речь идёт о мировоззрении, если человек стремится изменить своё понимание образа Бога, Вселенной и человека.

Тупик в стороне от дороги
«Кто ищет, тот найдёт» – так звучит народная мудрость. Кто открыт душой для новых взглядов, тот с большей вероятностью вскоре откроет для себя нечто ведущее вперёд. Быть может, ещё не совсем «родную гавань» истины, где он почувствовал бы себя «дома» в духовном плане, но, по меньшей мере, путь, на котором исполнится его томление по осмысленной жизни и истинному богопознанию.
Рассмотрим в качестве примера человека, который покидает свою церковь. Не потому, что он внезапно утратил веру в Бога, а потому, что пришёл к другим убеждениям. Почувствовав, что для духовной жизни ему недостаточно посещения воскресной службы и простой веры в Спасителя, он присоединился к сообществу, которое исповедует конкретные, влияющие на повседневную жизнь идеалы. Допустим, что с этого времени он отказывается от курения, переходит на вегетарианскую пищу, ищет внутреннего покоя в регулярных молитвах, посещает семинары для духовного развития и т. д. Благодаря этому его жизнь начинает приобретать новые формы, новые идеалы ведут к новым познаниям, новым знакомствам и открывают широкие горизонты. Тем самым этот человек переживает развитие, которое его чувствительно освежает и делает более счастливым. Его внутренний мир теперь ориентируется на рациональные цели и следует по соответствующим направляющим линиям.
Опыты подобного рода проводят многие ищущие истину люди, которые критически противостоят «жизненным концепциям» широких масс. Но иногда, даже не заметив как, они попадают на своём новом пути в тупик. Хотя чуждые следы старых мыслей ныне удачно преодолены, шаг по лестнице сделан, но вокруг человека, находящегося в контакте с единомышленниками и под влиянием принятого им учения, порхает много новых «облачков», с новыми мысленными следами, которые в конечном итоге могут превратиться в препятствие.

Когда внутренняя «опора» становится «тормозом»
Религиозные группировки в большинстве случаев отграничиваются от других направлений конкретными кодексами поведения. Духовный путь членов общины зачастую регламентирован бесчисленными правилами. Их строго учат тому, что нужно делать и что позволено в духе проповедуемого идеала, что влияет положительным образом, содействует, а что препятствует. Эти правила поведения могут быть зафиксированы письменно или, формально не высказанные, «висеть в воздухе» (и в своей туманной нечёткости иметь ещё большее влияние, причём особенно сильное, если человек, следующий этому образу мыслей, открыт и чувствителен).
При объективном рассмотрении предложенные концепты, заповеди или жизненные установки могут быть правильными и способствующими развитию. Отказ от курения, осмысленное питание или регулярное проведение молитв и часов почитания Бога — всё это проверенные временем и хорошо обоснованные рекомендации, так же как и десятки других, которые могут способствовать насыщенной и счастливой жизни. Правила поведения предлагают опору и защищают от падения. В этом ценность религиозных заповедей и мудрых советов.
Но эта опора может превратиться в препятствие, и тогда активная остановка, то есть время, занимаемое водительством, обернётся топтанием на месте, пассивностью. Это происходит, как только правила поведения проникают в «частную жизнь», то есть возникает заблуждение, что они всегда и во всех обстоятельствах верны и им нужно неукоснительно следовать.
Именно от такого слепого следования правилам предостерегал Абд-ру-шин (1875–1941), который своим надконфессиональным произведением «В Свете Истины» Послание Граля хотел всех своих слушателей и читателей повести к духовной свободе. Он говорил: «Предположим, я сказал бы: “Делай то-то и то-то, не делай того-то и того-то!” Тем самым я предложил бы человеку лишь ненадёжные внешние костыли, на которых никто не может передвигаться правильно и самостоятельно, ибо никто ещё не прозревал с помощью костылей. Человеку же надлежит ясно видеть лежащий перед ним путь, а иначе не помогут и костыли. Опирающийся на них не только хромает; подобно слепому, он обязательно собьётся с незнакомого ему пути. Нет, в готовых рецептах нет правды. Они привели бы лишь к новой догме, препятствующей всякому восхождению» (т. II, гл. 60).
То есть сами «костыли» ещё не есть тот духовный путь, по которому реально движутся вперёд, какой бы важной ни была предложенная с ними опора. Если некто последователен в своём образе питания, регулярно молится и постоянно помнит о необходимости почитания Бога, а всех своих ближних встречает крайне сдержанно, чтобы избежать тормозящих связей, то он, несмотря на свою приверженность правилам, ещё ничего для себя не приобрёл, напротив, для него велика опасность слепо пройти мимо требований и шансов, предлагаемых ему жизнью. Он рискует презреть возможность развития и оттолкнуть своих ближних.
На вопрос, что надо делать, чтобы вести правильную, осмысленную жизнь и достичь своих духовных целей, Абд-ру-шин ясно и чётко говорит: «Было бы неверно ответить на этот часто возникающий вопрос с помощью вполне определённого правила, то есть сказать: “Делай то-то и то-то!” Таким образом нельзя указать путь!»


(из журнала “GralsWelt”,
пер. с нем.)
Окончание в следующем номере