Как помочь ближнему?

Как помочь ближнему?Как нелегко приходится нам порой с нашими близкими. Ну, не понимают они нас, и всё тут! Кажется всё так просто и ясно, ан нет, всё видится им в каком-то другом свете. Как помочь им, как наставить на путь истинный? Сетования подобного рода нередко приходится слышать и от родных, и от знакомых. Чаще всего относятся они к детям или к супругам, реже — к братьям и сёстрам, к родителям или к другим родственникам.
Ну, зачем сын хочет поступать на географический? Куда он пойдёт работать после его окончания, где найдёт хорошую зарплату? Почему муж такой упрямый, неужели не понимает, что будь он десять раз атеист, всё равно ведь верующий человек ничего не потеряет? Нельзя же считать потерей отказ от каких-то недобрых, пусть даже и выгодных дел! А вдруг Бог всё-таки есть? Так не лучше ли попытаться отказаться от своих прежних взглядов? А дочь? Совсем девочка «от ума отстала»! Зачем ей этот студент-недоучка, когда сын богатого владельца магазина на неё «глаз положил»?
С одной стороны, чисто по-человечески можно понять эти переживания, и желание помочь кажется вполне естественным. Вот только как помочь, и уместна ли в этих случаях помощь вообще — вопрос далеко не однозначный.
В первом случае, по-видимому, вполне допустимо и целесообразно поговорить с сыном, спросить, что именно привлекает его в данной профессии, и как видит он сам свою будущую деятельность. Ведь иногда бывает так, что молодые идут в вуз, просто чтобы получить высшее образование, а специальность выбирают, исходя из «лёгкости поступления и обучения». Если это действительно так, то вполне резонно предостеречь сына от такого шага, а быть может, и применить родительскую власть: например, сказать, что в этом случае родители не считают возможным оказывать ему во время учёбы материальную поддержку. Ведь это очень плохо — убегать от трудностей, стараясь найти лёгкий путь. Если же это порыв души молодого человека, то подобные меры неуместны. Конечно, на вопрос, что думает он о своей будущей работе, родители вправе потребовать ответ от сына, но в случае, если его представления и цели вполне реалистичны, а стремление искренне, то чинить препятствия будет делом неправедным.
С неверующим «упрямым» мужем дело сложнее. И тут «с наскока» совета не дашь. Во-первых, если человек не хочет верить, то никто и никогда, кроме самой жизни, не сможет его заставить. А уж попытки убедить, основываясь на «личной выгоде», вообще подобны некоему торгу: мол, поверишь, авось где-то и выгадаешь. Они и неправедны, и неубедительны. И неубедительность состоит, прежде всего, в том, что в данном случае и сама-то женщина не очень тверда в своей позиции. Но даже и при собственной твёрдой убеждённости навязывать кому бы то ни было (в том числе и мужу) свою точку зрения — дело неблагодарное. Понятно, что если жена верующая — причём искренне, а не формально — а муж нет, то это может послужить препятствием для гармонии в браке. Однако подобным путём её всё равно не добиться. И если муж вполне толерантен к убеждениям своей жены, не мешает ей идти своим путём и с уважением воспринимает её взгляды, то нужно, безусловно, признать такое же право и за ним.
При этом помогать ему следует лишь там, где он сам об этом попросит, одновременно стараясь служить ему подлинным примером в повседневной жизни. Ведь глубоко верующий человек всегда будет стремиться поступать по совести, не нарушая Законы Бога и не выискивая для себя выгоды за счёт других. Такой образ действий принесёт гораздо больше пользы, чем вредные попытки морального насилия.
А в случае с дочерью и того хуже. Здесь речь идёт о вероятности прямого нарушения Божественной Заповеди. Ведь надо полагать, что если девушка выбрала простого парня, то руководствовалась она, по крайней мере, чем-то другим, а не соображениями «богатства». Конечно, и здесь речь далеко не всегда будет идти об истинной любви в высоком смысле этого слова. Тем не менее самое большее, на что мать может иметь право — это попытаться вызвать дочь на откровенный разговор, и то при условии, что их отношения достаточно доверительны. Если девушка говорит, что любит молодого человека или даже просто отказывается обсуждать этот вопрос, то любые попытки вмешательства будут неправомерны. Если же молодые люди на самом деле любят друг друга, то любое чинимое со стороны препятствие, как уже было сказано, станет нарушением Божественной Заповеди. Другое дело, если явно видно, что дочь хочет выйти замуж из меркантильных соображений. Там, где нет подлинной любви, нет и права на «высшую защиту». Значит, и гармония (которой нет) не может быть разрушена. Совет девушке — поостеречься от такого шага — будет вполне разумным и правомерным. Но только совет. Решение нужно оставить за ней, обратив внимание на ответственность, которая за ним последует.
Здесь мы лишь вскользь коснулись нескольких частных моментов. Общую же картину, позволяющую получить ответ на любой важный вопрос, читатель найдёт в Послании Граля.