Дух

СЛОВО «дух» весьма часто употребляют, не сознавая, о чём же, собственно, говорят. Один, не задумываясь, именует внутреннюю жизнь человека духом, другой смешивает душу и дух, третий же говорит о ком-либо как о духовно одарённом человеке, имея в виду всего лишь элементарную работу мозга. Говорят и об остроте духа, и о многом другом. Вот только никто не пытается объяснить по-настоящему, что же такое дух.
Самое высокое из того, что понимали под этим до сих пор, выражено словами: «Бог есть Дух!» Из этого утверждения выводится всё остальное, в том числе и возможность понять Самого Бога, то есть найти Ему объяснение.
Но именно поэтому люди уклонились в сторону от действительности, что повлекло за собой заблуждения, ибо утверждение о том, что Бог есть Дух, в такой форме неверно.
Бог Божествен, а не духовен! И в этом и кроется объяснение. Ни в коем случае недопустимо именовать Божественное духом, ибо одно лишь духовное есть дух. Ошибочная точка зрения, которой придерживались до сих пор, объясняется тем, что человек происходит из Духовного, а посему и его мышление не в состоянии проникнуть за пределы Духовного. Тем самым духовное для него превыше всего.
А посему не удивительно, что человеку хотелось бы считать самую незамутнённую и совершенную часть Духовного истоком совокупного Творения, то есть Богом. Итак, можно предположить, что источник ложного понятия – не только потребность представить себе своего Бога по роду своему, хотя и совершенным во всех отношениях, дабы ощущать с Ним как можно более тесную внутреннюю связь. Напротив, основная причина этого – неспособность постичь истинную Возвышенность Бога.
Бог Божествен, а Его Воля есть Дух. По этой Животворящей Воле возникло Его ближайшее окружение – Рай со своими обитателями. Из этого Рая и вышел человек как духовное семя, дабы отправиться странствовать сквозь прочие сферы Творения. А стало быть человек и есть носитель духа во всём вещественном Творении. По этой причине он привязан в своих деяниях к чистой, Первозданной Воле Божьей и должен нести всю полноту ответственности в тех случаях, когда подпадает под внешние влияния вещественного, вследствие чего Она зарастает нечистыми сорными травами, а то и вовсе исчезает из виду на некоторое время.
Это и есть сокровище или талант, вверенный человеку для того, чтобы быть отданным в рост и принести прибыль. Предпосылка о том, что Сам Бог есть Дух, то есть того же рода, что и истоки человека, является ложной. Из этого вытекает, что человек ни в коем случае не мог составить правильного представления о Божестве. Размышляя об этом, человек не в праве ограничиться представлением о себе самом, достигшем полного совершенства. Напротив, ему надлежало бы выйти далеко за эти пределы, дабы достичь рода, который всегда останется для него непостижимым, ибо в пределах собственной духовной субстанции он никогда не сможет постичь его.
Итак, Дух есть Воля Божья, эликсир жизни совокупного Творения, которое непременно должно быть пронизано этим эликсиром, чтобы не распасться. Человек же несёт в себе частицу этого Духа. Осознав самого себя, он должен внести свой вклад в возвышение и дальнейшее развитие совокупного Творения. Для этого ему, однако же, предстоит научиться правильному использованию сил Природы, и тогда они послужат ему, обеспечивая ускоренное продвижение вперёд.
В данном докладе содержатся лишь краткие предварительные указания. Со временем за ним последуют доклады по отдельным пунктам этой темы, где будут подробно описаны и чётко разграничены различные типы духовного по роду своему.
(Послание Граля т. 2 гл. 41)