Опасные образы бога

Мы все несём в себе определённые образы о наших ближних или о самих себе. Такие «внутренние представления» существуют и о Создателе, и о Его воздействии. Они обусловлены общественными, историческими или, например, конфессиональными взглядами, однако, едва ли кто задумывается над тем, влияет ли это на наш внутренний мир и на душевное благополучие. Тем более что некоторые образы Бога не только ложны, но и сугубо опасны...
ОБМАНЧИВОЕ СЕРЕБРО
Некий богатый человек, известный своим бессердечием, пришёл к старому мудрецу. Он горько жаловался на подлость мира, наОпасные образы бога неприятности и горести, которые ему доставляют люди, на заботы о сохранении и приумножении своего богатства.
Мудрец выслушал его, затем молча подвёл богача к окну. «Что видишь ты через это окно?» — спросил он.
«Я вижу небо, деревья и цветы, дома, улицы и людей».
После этого мудрец подвёл его к зеркалу. «Что ты видишь теперь?» — опять спросил он...
«Я вижу только себя самого»,— отвечал богач.
«А знаешь ли ты, почему?— воззрился на него мудрый старик и сам объяснил. — И то и другое — стекло. Однако за стеклом зеркала есть серебро — и оно отнимает у тебя взгляд на мир: на небо, деревья, цветы и людей. Забота о своём серебре, о своих владениях приводит к тому, что ты ничего не видишь, кроме себя самого!»
Каждый «взгляд из окна» на красоту природы мог бы затронуть нас изнутри. Гармония красок, форм и тонов пробуждает в духе человека благодарность, доверие, а также чувство защищённости и мира, связанное с уверенностью, что всё это великолепие — произведение Всевышнего. Оно связано также с томлением, с желанием приспособить своё поведение, свои вибрации к гармонии Творения.
К сожалению, мы связаны с «обманчивым серебром», которое мешает бросить из окна взгляд, наполненный ощущением, и отображает вместо него только нашу личность. Другими словами, самодельный
образ Бога и ложное видение окружающего мира. Они обусловлены самыми различными взглядами, намерениями, пожеланиями и целями и ведут иногда к ложным, чреватым последствиями представлениям. Каковы же корни этого процесса?
ОТРИЦАЮЩЕЕ,
УГРОЖАЮЩЕЕ,
НЕПОДОБАЮЩЕЕ
Никому в самой глубине души небезразлично, существует Бог или нет. Как человек отвечает на этот вопрос самому себе, так он формирует свою душевную основу. Наше отношение к Богу определяет мысли и действия, которым мы следуем в жизни.
Человек становится атеистом, поскольку не может поверить в описанный церквями образ чудодействующего Отца, жертвующего своим Сыном. Видя несправедливость и страдания в мире, он не хочет верить в высшую справедливость. Или же по причине своей удалённости от Бога, и чувствуя себя обиженным жизнью, он больше не спрашивает о «Высшей Воле», а довольствуется тем, что жизнь — это игра случая, и пытается отхватить от неё кусок побольше…
Тот, кто серьёзно воспринимает традиционные образы Бога, тоже подвержен не меньшей опасности, правда, другого рода. Представление о карающем, мстительном судье, вытекающее из текстов Ветхого Завета, способствует развитию чрезмерного страха или чувства вины. Это ведёт к робости, которая мешает духовной преданности и затрудняет радостный внутренний взлёт.
Но и образ «сладкого» Создателя, любящего всех людей, как своих детей, расположения которого можно добиться только верой, на самом деле действует парализующим образом. Он лишает стимула к осмысленному действию. Тот, кто воображает себя уже свободным, — так как ходит в церковь, исповедуется или молится — фатально заблуждается и вносит дополнительную лепту в кризис своей души. Ведь такая установка отделяет наш дух от его подлинной сущности, и не нужно удивляться, если он обленится и его крылья со временем окажутся подрезанными.
Наши ложные представления о бытии и воздействии Творца могут быть очень опасными для нас. Это же касается и картин мира, в котором мы живём. Тот, кто исходит из того, что всё неизлечимо больно и вся Вселенная есть лишь случайный продукт всеобщего великого хаоса, не сможет, имея такую отрицательную картину, задать вопрос об Истине или смысле жизни.
Тем же, кто зацикливается на конце света, ожидая больших катастроф, будет трудно познать прекрасные стороны бытия, шансы и возможности, которые всегда предлагает жизнь. У того, кто в мыслях тянется лишь к иллюзиям, основанным на утопиях, и гротескным мирам обманчивой видимости, будет искажённый и неподобающий взгляд на мир, не будет почвы под ногами, по которой только и можно уверенно двигаться вперёд.
Отрицательными бывают не только представления о Боге и Его Творении. Образы, которые мы создаём о самих себе и наших ближних, могут иметь эти опасные оттенки. Тот, кто принижает себя и / или других, презирает или даже ненавидит, бездумно становится циником и пессимистом. В любом случае это едва ли поможет ему открыть в других (или в себе) полезные, содействующие развитию способности…
Тот, кто живёт в постоянном страхе за себя и/или видит в своих ближних тенденции ко злу, угрозам, у кого возникают мысли недоверия, постоянно вращающиеся вокруг собственной безопасности, тот сам способствует возникновению своих страхов. В этом нет свободы. Существует много неподобающих образов, например: переоценка собственных способностей (вплоть до веры в собственную божественность) или признание собственной беспомощности (считая, что в жизни всё предопределено), или готовность полностью возложить «ответственность» за своё здоровье на врачей.
ЗНАНИЕ, УВАЖЕНИЕ, ДОВЕРИЕ
Как же можно исправить такие опасные образы? Как уйти от ложных представлений, чтобы «взгляд из окна» смог снова стать более ясным и наполненным стремлением? Выскажем несколько основополагающих мыслей.
• Самым важным толчком для коррекции ложных представлений всегда было (и остаётся) знание. Тот, кто познал взаимосвязи, легче ставит под вопрос «традиционно существующее» нечто и при необходимости корректирует его. Но проблема в том, что духовное знание не является сегодня общественным достоянием. Нет «единого профессионального мнения» о бытии и воздействии Бога. Все ещё только гадают о происхождении и будущем мира, а что касается нашего человеческого бытия, то психоаналитический круг специалистов очень скептически противостоит сфере «духовного». Надёжных, всеми принятых ответов на решающие вопросы жизни не найдено. То, что сегодня предлагается, например, на эзотерической волне, не соответствует разношёрстному набору магических «пряж», где за истинное знание выдаётся нечто иное. Часто проявляется небрежность новых путей и методов, но интерес к ним, подобно огню, перескакивает с одного снопа соломы на другой. Поэтому я считаю большим счастьем в своей жизни, что, отойдя от научности (граница которой упирается в материальное) и от «священно-туманного», таинственно-мифического полузнания, смог найти изложение взаимосвязей, которое на всех уровнях указывает путь из ложных представлений и даёт правильную коррекцию образов. Это Послание Граля Абд-ру-шина.
Хотя истинное знание без сомнения является хорошим толчком для коррекции опасных представлений, но при этом ничто не достигается «автоматом». Тот, кто проникает глубоко и способен ощущать или предчувствовать, может, к сожалению, вопреки этому завязнуть в ложных образах. И наоборот, правильная коррекция курса возможна даже и без знания (на ощущении внутреннего голоса — ред.). При этом речь идёт о том, чтобы заменить отрицательные представления новыми, «дающими защиту образами бытия».
• Важным аспектом является уважение, духовное благородство, которое напрямую противостоит отрицательному образу мыслей. И ценности можно найти всегда — в себе самом, в своих ближних и повсюду в мире, в каждой жизненной ситуации. На первый взгляд это провокационное утверждение, принимая во внимание те удары судьбы, с которыми нам приходится встречаться. Но на самом деле всё, что мы познаём, может стать нам полезным в духовном плане, так как Творение по своему принципу рационально. Лишь на основе знаний можно познать жизненные взаимосвязи. И каждый человек может понять это путём собственных внутренних переживаний. Мы всегда можем вести себя так, чтобы способствовать внутренней зрелости, даже если вначале, быть может, придётся мужественно вынести страдания.
• Два следующих «волшебных понятия» для коррекции опасных представлений — это доверие и защищённость. Они могут вытеснить страх и угрожающие образы из нашей жизни. Это очень ясно выражено в маленьком рассказе Иднес Шах:
«Большой поток в долгих странствиях по миру учился преодолевать себя. Однажды он достиг пустыни и пытался пробиться сквозь песок. Однако, как сильно он ни старался, не смог продвинуться вперёд и стал заметно иссякать. Это раздражало поток, ведь до сих пор он преодолевал все препятствия: «Никогда я ещё не сдавался; неужели же сдамся какому-то песку?»
Тем временем некий голос нашёптывал ему: «Ты должен позволить ветру перенести себя через пустыню! Для этого позволь ему поглотить тебя».
Долго поток противился. Он был слишком горд и всегда отвергал чужую помощь. Дать поглотить себя ветру… не значит ли это потеряться? Но, в конце концов, отчаянье заставило поток рискнуть собой.
Он позволил ветру нести себя как водяной пар через пустыню. На вершинах дальних гор он выпал мягким дождём и вновь обрёл себя как источник. Он вспомнил, что его жизнь буквально написана на песке. Поток рискнул собой и смог начать новую жизнь».Опасные образы бога
Аллегорически описанные риск «собой», преодоление «речных дорог» или «поглощение ветром» — всё это равносильно выражению «дать жизни вести себя», что означает доверие к Создателю, к себе и к миру. Это способствует чувству защищённости. Конечно, это не значит побуждать себя рисковать, чтобы «найти себя». Нет, речь идёт о чём-то нормальном, приемлемом для каждого человеческого духа, и это выражено в словах Христа:
«Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6, 26)
В этих словах высказано доверие к своему Создателю! Нам нужно приостановить нашу фабрику мыслей, которая производит лишь идеи о собственной безопасности и благополучии. С открытым сердцем в окружающий мир! Осознать необходимость мгновения, через которое жизнь говорит с нами! Счастье и тягостный труд идут рядом! Вот о чём речь. Давайте вновь обретём на этом пути доверие к Творению и переживание защищённости — и тем самым преодолеем угрожающие картины бытия.
Но не только это. Каждый «риск собой» — стремление приподняться над надуманной безопасностью и приобретением благополучия. Позволение «жизни вести себя», доверчивое восприятие солнечного света и дождя в переживании содействует ещё и великому познанию, которое состоит в том, что наша глубинная сущность имеет свободу отмежёвываться от душевных состояний и что мы являемся искрой, стоящей выше всего физического и психического. Искра эта — дух! Переживание собственной человеческой сущности — наряду с соответствующим знанием — лучший путь для коррекции опасных образов Бога.
Однако ложные картины не отступят сами — необходима наша духовная активность!
Вернер ГУЕМЕР
(из журнала «GralsWelt», пер. с нем.)

Автор: Вернер Гуемер