Ребёнок в человеке

Ребёнок в человекеРЕЧЬ В ЗАЩИТУ
ПОВСЕДНЕВНОГО
ТВОРЧЕСТВА

ЧТО МОЖЕТ быть прекраснее, чем светящиеся радостью дети, выражающие свою симпатию взрослому маленькими подарками, сделанными своими руками? С радостью в глазах бабушка или дядя развёртывают из необычной упаковки нарисованную каракулями картину.
— Какой чудесный слон! — радостно восклицает взрослый.
— Нет, это носорог, — возражает маленький художник, всё ещё смеясь.
Всё остальное не играет никакой роли, главное — он для ребёнка настоящий. К большому сожалению, с возрастом увеличивается тенденция рисовать только реалистичные картины. Как только школа, изостудия или курс искусства завершится, мало кто из взрослых сохранит верность рисованию или лепке, а жаль! Безусловно, не каждый человек может стать великим художником, но и «маленьким» художником быть совсем неплохо!
Однажды мастер песен Герман ван Веен сказал: «Я танцую плохо, но с удовольствием».
Какая чудесная жизнеутверждающая установка! Пусть кто-то и не является профессиональным художником, певцом или танцором, всё равно он должен рисовать, петь и танцевать, если это доставляет ему радость. Писатель Христиан Моргенштерн в 1913 году выразил такую мысль, что в каждом взрослом прячется ребёнок. Он говорил, что до мельчайших деталей выверенный миниатюрный корабль никогда не будет столь привлекательным, как скорлупа грецкого ореха, в которой птичье перо заменяет парус, а камушек — капитана. Роль постороннего созерцателя не несёт радости. У человека есть побуждение к участию в игре и тем самым — к сотворчеству. В человеке, подобно неумирающему творцу, живёт ребёнок.
И тем ужаснее, когда дети начинают рисовать только по шаблонам или копировать какие-то вещи, поскольку признание могут найти только лишь натуралистические изображения. Дитя в ребёнке само тянет себя назад. Если не хватит мужества создать что-то своё, то творческая сила хиреет.
Уже долгие годы фотография, представляющая собой наиболее точное изображение видимого мира, не выражает главную задачу рисования, которое подразделяется на разные и очень непохожие виды. Прежде всего, оно пытается соответствовать особому уровню восприятия.
И как художник может проводить целые дни, нанося на белый холст различные цветные пятна, так и маленький ребёнок интенсивно погружается в изображение каракулями чего-то, кажущегося нам непредставимым. Но это впечатляет! Взрослый почти не способен рисовать так, как ребёнок, поскольку необременённая детская лёгкость отступает перед замутнённой тяжестью. Но как же вновь обрести эту лёгкость?
Конечно, некий мужчина или же женщина, имеющие профессию, требующую интенсивной работы, не могут рассчитывать на быструю встречу в своё свободное время с музой, которая поможет им в творчестве. Однако общение в кругу единомышленников облегчает начало процесса.
Помимо привычного окружения с его ежедневными требованиями возникает некое пространство, где мы можем встретиться с самими собой. Каждый начинает именно там, где он и находится. Не существует оценки картин, скульптур или объектов. Собственный масштаб определяется индивидуально. Решающим здесь является мужество, позволяющее «войти» в свои произведения и дать им созреть.
Каждый день приносит нам потрясения и сильные впечатления, которые в лучшем случае находят свой выход в слезах. Что с нами делают эти многочисленные раздражители? Телевидение, реклама, готовые картины повсюду вокруг нас. А где же место для наших личных картин? Об искусстве сказано очень много. Надменно, подобно примадонне, проходит оно иногда мимо. Впечатляющее, но недостижимое. А иногда оно воздействует просто отталкивающе, как мёртвое.
Нет ничего хорошего в том, если искусство будет предоставлено только лишь художникам. Ведь быть творчески деятельным — типичное человеческое качество, глубоко укоренённое в людях.
Простая гостеприимная хозяйка, подарившая своим гостям незабываемые переживания, может оказаться намного более связанной с творчеством, чем профессиональный музыкант. Создание искусства не должно рассматриваться лишь как прерогатива профессионалов. Обычный день предоставляет множество возможностей для творчества.
Подобно гальке, которая при броске в воду создаёт всё дальше расходящиеся круги, творческая деятельность пронизывает всё более дальние жизненные сферы.


Инна РОЛЬФС-РЕЕЗИНГ
(из журнала «GralsWelt», пер. с нем.)

Автор: Инна Рольфс-Реезинг