«Обратитесь ко мне»

(Иоил, 2, 12)
МЫ НАХОДИЛИСЬ на Гарце, самом высоком плоскогорье восточной Германии. Нам хотелось подняться в направлении Брокена. Прошли совсем немного, как показался дорожный указатель, который подсказал нужный путь. Однако чуть позади наверх вилась тропинка, она была довольно крутой, но казалось, что сулит более короткий путь. Посоветовавшись, мы предпочли более короткий и быстрый вариант подъёма и цепочкой двинулись по нему. Показалось солнце, и стало жарко. Скоро появится наша цель. К нашему удивлению тропинка вдруг отклонилась в сторону и, вместо того чтобы продолжать подъём, стала спускаться вниз. Слегка усталые, мы решили немного отдохнуть. Нам казалось, что здесь что-то не так, очевидно мы пошли по ложному пути! Что делать? Посоветовавшись, мы решили, что нужно возвращаться! Нам придётся пройти обратно всю дорогу до той точки, где сбились с пути — до указателя.
Спуск был труднее и напряжённее, чем радостно проделанный подъём. Ноги болели, но другого выбора не было, если мы хотели достичь цели. Наконец показался покинутый перекрёсток. Глубокий вдох и смело ввысь!
Все знали о том, что мы могли намного проще достичь цели, но никто не говорил об этом. Лежащий позади обходной путь был быстро забыт, когда нам после перенесённых по собственной вине мучений открылся прекрасный вид с вершины горы. Такой же панорамой или похожей любовались уже многие путешественники, восходившие в горы.
Мне вспомнилось это испытание, когда я в Ветхом Завете натолкнулся на слова, сказанные пророком Иоилем. Там говорится: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему» (Иоил. 2, 12-13).
Люди в то время тоже стремились к поиску. Были одержимы им. И они, несмотря на чёткие указатели, отклонились от верной тропы с той дороги, что была указана l их Богом, Господом, и по которой они после праведно проведённой земной жизни могли найти обетованный Рай.
Мартин Лютер перевёл это библейское место словами: «Поворотитесь ко мне всем сердцем!» Под этим имеется в виду не только внешний разворот или поворот, а изменение помыслов. Те, к кому это относилось, должны были обдумать свои прежние деяния, помыслы и свою позицию. Им нужно было вспомнить, какую ответственность они несут за всё это, и что они должны будут когда-то дать Господу отчёт за свои часто такие недобрые действия.
Они должны заглянуть внутрь себя, должны «поститься», то есть в «воздержании» вновь ощутить, от кого же они до сих пор получали всю силу (пищу). Спрашивая своё сердце, свой внутренний голос, они должны постичь, насколько болезненно отразится их прошлое отклонение от праведного пути.
«Раздирать одежды» в то время было обычным делом. Этим показывали ближайшему окружению своё раскаяние. Но не это нужно Господу, а гораздо больше. Он требует «разодрать сердце», то есть прежнюю внутреннюю установку, и найти новое направление помыслов.
Следующее серьёзное предостережение стоит в начале этих слов пророка: «Но и ныне ещё говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем!» Это требование: сегодня ещё можно обратиться. Здесь слышится, что недолго ещё будет предоставлена возможность переосмысления, возврата из заблуждений и отклонений. Уже скоро станет «слишком поздно!» — предупреждение отчётливое и своевременное.
В нашем тогдашнем путешествии в горы мы быстро поняли, что только поворот назад, изменение пройденного пути выведет нас к цели. Но переосмысление внутренней позиции достаётся намного труднее, и оно настоятельно необходимо не только, к примеру, в отношении мусора и проблемы окружающей среды. И непосредственно сегодня — сейчас!
Мартин Эрнст
(из журнала «GralsWelt», пер. с нем.)

Автор: Мартин Эрнст