Жизнь

Что мы знаем о ней?

МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА проводит в специализированных центрах трансплантацию органов. Пересаживают сердце, почки, глазные яблоки, печень от одного только что «умершего» человека другому, чьи органы истощились или разрушились из-за болезни, дегенерировали и стали непригодными. Для чего это делают? Врачи отвечают: «Для поддержания жизни». В связи с этим встаёт основной вопрос: что нам известно о жизни?
Я беру свою шкатулку с украшениями, достаю прекрасное кольцо, надеваю его на палец. Большой благородный аметист фиолетового цвета. Почему этот камень не растёт, не увеличивается в размере? Ведь было бы так чудесно, если бы камень увеличился. Почему нет? Может, он мог бы сбросить споры, чтобы вырастали новые, но и этого не делает. Нет, он остаётся таким, каким был.
Я иду в специализированный магазин, покупаю семена гороха и подсолнуха. В своём саду я рою ямки, кладу в них семена, зарываю чуть поглубже, чтобы их не съели птицы. Через некоторое время семена прорастают. Как это происходит? Почему семена гороха, подсолнуха и других растений устремляют ростки вверх, а корни вниз? И почему этого не делает мой великолепный аметист? Где в семени содержится жизнь, изменяющая самоё семя? И «возвращается» вопрос: что знаем мы о жизни?
Или же возьмём обыкновенные яйца, только что снесённые курицей. Любой ребёнок знает, что у них внутри две жидкости — белок и желток. Если такое яйцо поместить в тёплое место с температурой 30–33 градуса, то из него через 21–22 дня может вылупиться живой цыплёнок. Что преобразует . обе эти жидкости так, что из них получается живое существо с лапками, перьями, глазами, клювом и внутренними органами, то есть развивается новая птица? Наука может досконально исследовать это яйцо, определить, что в нём содержится столько-то процентов белка, жиров, воды, минералов. Можно, наконец, взять эти составляющие и соединить вместе, даже поместить в отдельный сосуд, но из такого искусственного яйца никогда не выведется живое существо, цыплёнок, птица. Так что же знаем мы о жизни? Покажите нам её!
Умер человек. Говорят о бренных останках. Если врачам не удалось удержать жизнь тяжелобольного, то что же тогда покинуло «останки»? Куда исчезло то, что называют жизнью и что даёт возможность человеческому телу двигаться, думать, чувствовать, принимать собственные решения? Так хватай её, эту жизнь, пакуй, держи крепко в тот момент, когда она грозит исчезнуть…
Женщина беременна. Радость в том, что возвещено о новом гражданине Земли. Начинается подготовка в счастливом ожидании. Но ах! Через какое-то время плод перестаёт расти дальше, прекращается деление клеток и всё созидание нового человека. «Становящаяся жизнь» вдруг умирает. Что же это за нечто, которое перестало работать над растущим эмбрионом? Что это такое, называемое нами жизнью? Спросите врачей, почему так случилось, и они будут вынуждены ответить: «Мы этого не знаем!»
Так как же медицинская наука хочет спасти путём пересадки органов жизнь, если не знает, что она такое?..
Ингеборг РИТТЕРБАХ (из журнала «GralsWelt», пер. с нем.)