Тайна первородного греха

Когда началось ложное развитие человечестваТайна первородного греха

Что такое первородный грех? Какой смысл сокрыт в таинственной библейской картине, где Адам и Ева вкушают запретные плоды с древа познания? В чём же чреватое последствиями прегрешение? И как поведение человеческой четы должно «переходить по наследству» к будущим поколениям? ВЕРНЕР ГУЕМЕР в рамках этой проблемы занялся, с одной стороны, загадочной метафорой Ветхого завета, а с другой — новыми данными исследования эволюции, которые расшифровывают тайну первородного греха неожиданным и удивительным образом...

Ещё несколько поколений назад было широко распространено весьма банальное представление, будто первые люди, Адам и Ева, вкусили в Раю плоды некого «древа познания» вопреки запрету Творца и это якобы обременило их, а также все последующие поколения, смертной виной «первородного греха», от которого человечество могло бы освободиться только милостью Бога.
Без логичного объяснения смысла библейской картины понятия «грехопадение» и «первородный грех» остаются лишь мифическими призраками без реального содержания.
Почему же было запрещено вкушать от древа познания? Что «перешло по наследству» грядущим поколениям? Неужели без первородного греха не было бы смерти? Вопросы эти останутся без ответа, если образную библейскую картину воспринимать дословно и относить к области «неисповедимых путей Господних» (на которые ссылаются всегда, когда нечем заполнить пробелы в логике религиозных догм).
Тот, кто возьмёт за основу идею, что в библейских текстах сокрыты образы, имеющие высокую ценность для нашей жизни, увидит за понятиями «грехопадение» и «первородный грех» нечто большее, нежели устаревшее «угрожающее предание».
ВЕСТЬ О ГРЕХОПАДЕНИИ
В первой книге Моисея говорится не о частном поступке Адама и Евы, а о неправильном развитии человечества в целом. Однако это нужно осознать.
Грехопадение — та точка в развитии человечества, когда для нас стало более важным «наслаждение» материальным познанием, чем жизнь, наполненная ощущением, в созвучии со всеми уровнями Творения, в том числе и невидимыми (а именно это делает нас собственно людьми). Грехопадение привело к возникновению глубокой пропасти, которая отделила человека от осознания своего духовного происхождения и цели. Оно замкнуло его на себе самом, следствием чего стали тщеславие и стремление к власти и преимуществам. Грехопадение — это начало того ненормального развития, которое мы сегодня считаем естественным.
Само собой разумеется, что человека раздражает, когда сосед приходит за помощью, а в это время по телевидению идёт захватывающий футбольный матч. Само собой разумеется, что человек любит использовать преимущества для себя, даже за счёт другого. Само собой разумеется, что многие стремятся взбираться по ступенькам карьеры, даже если от этого страдает семья. И так далее. Список этих «само собой разумеется», который с каждым днём всё больше отделяет нас от любви к ближнему и от нашего Творца, очень длинный, и упомянутые примеры являются самыми простыми. Ступеньки, по которым движется наше мышление, таковы, что там, где маячит личная выгода, допускаются даже преступления.
К сожалению, это «само собой разумеется» означает, что люди уже не ищут альтернатив удобным путям «заботы о себе». Уже не ведут внутреннюю борьбу с инертностью, бездельем и всем, что раньше называли «пороком». Кто же тогда будет бороться, если каждый человек уже знает, чего он хочет, к чему он стремится и что делает его счастливым?!
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ МОЗГ ЦЕНТРОМ ЧЕЛОВЕКА?
Быть может, нужно это «само собой разумеется» поставить под вопрос? Не слышит ли каждый человек в себе два голоса: рациональный, стремящийся прежде всего к извлечению выгоды, и голос совести, который зачастую тихо звучит на заднем плане? Откуда это «раздвоение сознания», требующее от нас решения? И что же в конце концов мы выбираем? Эта проблема, поставленная в библейской истории о грехопадении, и сегодня изо дня в день встаёт перед каждым из нас. Причина её вечной актуальности лежит в человеческом бытии: мы не только наше тело, не только машина, которая упрямо следует к намеченной цели (тогда нечего было бы и решать!), мы — живой дух.
Необходимость постоянно выбирать между двумя «голосами», в свою очередь, приводит к вопросу: где же находится наше самосознание? И на него — по крайней мере, с естественнонаучной точки зрения — до сих пор нет ответа. Давно прошли те времена, когда предполагали, что наше Я располагается в сердце. Но ведь и в мозге его не нашли. Сегодня исследуются так называемые «процессы сознания», то есть механизмы мышления, чувствования и действия. Однако наблюдение этих процессов в нервных клетках под корой нашего черепа ни на шаг не приблизило нас к пониманию того, что есть «осознанное переживание».
Центр человека на самом деле нематериален и так же мало познаваем научно, как и его способность к ощущению и познанию. Известные «серые клетки» относятся к этому живому духу как нож к хирургу: они всего лишь хорошо отшлифованный инструмент. В этом отношении их ценность, как и повсеместно признанное понятие «интеллигенция», можно поставить под вопрос.
ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ
Мозг служит живому духу как инструмент. Он преобразует его волю в мысли, слова и действия, но также перерабатывает и фильтрует все впечатления, которые через органы чувств воздействуют на нас из земной реальности. Без мозга мы вообще не смогли бы переживать физический мир: он «формирует» действительность, и каждый человек переживает этот мир субъективно. Следуя «чувствам» духа, мозг управляет органами чувств, создаёт схемы мышления и манеру поведения, которые со своей стороны влияют и на дух, содействуя его свободе или препятствуя ей.
Нужно учитывать, что живому духу присуще право свободного принятия решений, в то время как мозг, как и любой орган тела, служит одной-единственной цели — обеспечить нам наилучшее существование здесь, на Земле. Поэтому мозг стремится к выгоде, и вполне закономерно, что в основе его действий в качестве необходимого ведущего принципа лежит постоянное выпячивание нашего Я.
Этому принципу рассудка должны были бы противостоять направленные к Богу, бескорыстные, добродетельные, стремящиеся к совершенству ощущения духа. Однако если это равновесие нарушается, тогда берёт руководство — как и произошло в грехопадении — ложная направленность человека на своё Я и начинается драма бесчеловечности и разрушения, чреватая тяжёлыми последствиями.
Эту драму человечество переживает уже многие тысячелетия.
Однако почему же всё человечество? Но это же понятно: «грехопадение» не ограничилось одной супружеской четой, а задело в большей или меньшей степени всех людей. Коварство в провозглашённом «змеем» принципе «эгоцентричного желания по-знать» («...и станете как Бог!») выглядело весьма привлекательным. Ведь на передний план выдвинулся принцип действия (или «благоразумие» рассудка), то есть выпячивание Я как высшей инстанции и тем самым стрем-ление к выгоде и расчёт.
Со временем рассудок приобретал всё большую значимость, его действие за истекшие тысячелетия ещё более усилилось. И в наши дни это кажется уже вполне естественным. Вняв пророчеству «змея», человек в самом деле становится «подобным» Богу: экспериментирует с животными, «играет» с органами умирающих и с генами ещё не рождённых, чтобы сформировать действительность так, как считает правильным рассудок.
При этом мы все уже давно пагубно вмешались в наследственность. Сегодня известно: то, что используется в теле интенсивно, ведёт в обратном биологическом процессе к генетическим изменениям и передаётся далее по наследству. Не стоит удивляться, если такие известные учёные, как Тео Лебзак или Артур Кестлер, говорят сегодня о ненормальном развитии человеческого переднего мозга, называя его «чрезмерным органом», который
делает человека «сбившимся с курса кораблём эволюции» и обрекает на гибель: «Теперь резкие скачки не имеют никаких гармоничных результатов, а в этом случае результат был очевиден: род мышления, который так стремительно развивался и даровал человеку его рассудок, не связан уже правильным образом с более старыми эмоциональными структурами» (Артур Кест-лер. «Человек — сбившийся с курса корабль эволюции»).
Таким образом, гигантское увеличение головного мозга в процессе эволюции нашло в понятии «первородный грех» своё поразительно естественное разъяснение. В самом деле, наше «прегрешение», то есть осознанное выпячивание интеллектуального стремления к познанию и пренебрежение духовным, человеческим, перешло по наследству. Это привело к «искалеченному» органу (с очень точным названием «большой мозг»), которым обладает сегодня уже каждый новорождённый и который препятствует отказу от ориентированного на рассудок поиска выгоды во имя жизни в духе и со взглядом ввысь к Богу, к Господу.
РАССУДОК — ЭТО НЕСОВЕРШЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ
Из всех этих взаимосвязей становится ясно, что наш рассудок представляет собой оставшийся «без руководства» и поставивший на это место самого себя несовершенный инструмент.
Отсюда следует закономерный вывод: из подчёркнуто интеллектуального обучения наших детей, из постоянной направленности мышления и стремления к выгоде, которые считаются «двигателем общества», нужно искать пути выхода. А эти пути всегда связаны с культурой духа...
(Из журнала «GralsWelt», пер. с нем. Печатается в сокращении)

Автор: из журнала «GralsWelt»