Духовный поиск - что это?

Далеко не все люди задумываются над этим вопросом. И не только потому, что за семь десятилетий атеизма многие вообще считают всё духовное мифом или «бабушкиными сказками», а ещё и потому, что искать мы не приучены. Даже те немногие, кто, вопреки всем канонам, воспитывался в религиозном духе, как правило, полагают, что этот вопрос уже давно решён за них «дедами и прадедами» и потому их задача состоит в том, чтобы верить в Бога, следуя учению отцов, и стараться жить по заветам этой веры.
На первый взгляд кажется, что всё здесь правильно. Зачем изобретать велосипед?! Ведь не зря же та или иная вера создавалась многими поколениями. И сейчас мы, в результате трудов предков, стоим «за церковной оградой». В наше время так рассуждают весьма многие. Не меньше и таких, кто отводит делам веры «особое место», вдали от повседневной жизни. Их не очень-то волнует вопрос, есть Бог или нет. Нынче стало модно быть верующим, носить крестик, посещать церковь, иногда соблюдать посты и отмечать церковные праздники. Почему бы не присоединиться? Тем более что «хуже от этого ведь всё равно не будет». И так идёт человек по жизни, причисляя себя к верующим, на самом же деле действуя повседневно так же, как и будучи атеистом. Вера верой, а жизнь жизнью.
Что сказать по этому поводу? Если честно, то подобная вера есть не что иное, как самообман. И пользы от неё никакой. Скорее даже наоборот. Самоуспокоение, уверенность в церковной защите надолго отбивают охоту к поиску, и человек постепенно теряет духовную активность. Дух его всё крепче засыпает. И так может продолжаться многие годы. Но к величайшему счастью для нас (хотя многие считают это несчастьем) жизнь, как правило, не позволяет нам «уснуть». Различные события, в том числе и те, которые принято называть «ударами судьбы», периодически встряхивают нас, заставляя двигаться и размышлять.
«Что же в них хорошего, какое это счастье?» - спросит некто. Да, с чисто житейской точки зрения это сплошные неприятности, если не сказать горе! Но эти проблемы выводят нас из спячки, заставляют задуматься. Если удар сильный, то может даже возникнуть вопрос: «Почему меня? За что? Ведь я добрый христианин (мусульманин, иудей)!» В такие моменты, как правило, душа человека находится в состоянии сильного переживания и потому бывает более открыта и доступна воздействиям «свыше». И именно это может послужить лучшим толчком для начала духовного поиска. А поиск начинается тогда, когда возникают вопросы. Пусть для начала хотя бы «за что»? Мы говорим «для начала» потому, что это, строго говоря, не лучший вопрос. Точнее, зависит это от оттенка, с которым он задан. Если с желанием понять - тогда ещё ничего, а если с возмущением и упрёком, то это явное сомнение в Справедливости Божьей, что само по себе уже является грехом.
И вот со стремления найти ответ на конкретный вопрос может начаться изменение жизненной позиции человека, то есть из «спящего» он станет превращаться в «ищущего». Однако и теперь нельзя однозначно утверждать, что человек пришёл к серьёзному духовному поиску. Соблазнов на этом пути тоже немало. Очень многие «скатываются» в оккультизм или спиритизм, считая себя при этом «продвинутыми». А некоторые, найдя ответ (или думая, что нашли) на возникший вопрос – что сейчас кажется делом несложным, – успокаиваются, тем более что время, как «лучший лекарь», уже подлечило кровоточащую рану. Спячка вновь затягивает человека в свою трясину.
Настоящий духовный поиск начнётся тогда, когда человек осознает и поймёт, что нужно искать ответ не на «отдельно поставленный вопрос», а стремиться увидеть единую, цельную картину всего Мироздания. Только такая, лишённая пробелов, картина сможет прояснить ему любой имеющий важное значение вопрос, поскольку ответ на него будет естественным образом вытекать из неё.
Хочется дать ещё один совет. Никоим образом не следует выдумывать эту картину самому, «надёргав» информацию из различных источников, или пытаться «выудить» её из них. Надо всегда иметь в виду, что если некий источник не даёт этой единой и цельной картины, то, значит, в нём имеются пробелы и, следовательно, он не может претендовать на право называться Истиной, хотя, конечно, частицы Истины или даже значительные её части в нём могут быть. Однако слепить из полуправды истину – задача неосуществимая, и мы никому не советуем ею заниматься. Самое верное на наш взгляд – это заняться поиском такого источника, который содержал бы в себе эту единую картину. И только в этом случае, то есть найдя такой источник, человек имеет право поверить, потому что это будет уже не слепая вера, а убеждённость, основанная на знании. А знание появится тогда, когда почерпнутые сведения станут внутренним переживанием благодаря нахождению подтверждений в самой жизни. И мы очень рады тому, что имеем возможность облегчить человеку поиск такого Источника, указав ему на книгу «В Свете Истины» Послание Граля. При этом мы вовсе никого не призываем «поверить нам на слово». Только проверка, как сказано в этой книге, «на весах своих собственных ощущений» может служить для каждого читателя критерием истинности. Сделать такую проверку самому, изучив эту книгу, – единственное, что мы советуем.

Александр Кузнецов
Автор: Александр Кузнецов