Является ли мозг центром человека?

Является ли мозг центром человека?

Мы, люди, живём в своеобразном разладе: школьная мудрость учит, что «я» человека находится в серых клетках мозга, однако каждый из нас ощущает себя как неделимое целое, не прикреплённое к  конкретному органу физического тела. Говорят: «Моё тело доставляет мне страдания!» Но кто же такое это «я», которое осознаёт самоё себя? Кристофер ВАЗЕЙ рассматривает этот вопрос на путях исследования мозга и приходит к выводу, что «центр человека» всё же не под крышкой черепа.

Человек с древнейших времён задаётся вопросом, почему он существует, а «не отсутствует», почему живёт, осознаёт себя и наделён многими способностями. Представить себе, что когда-то он был ничем, человек не может. Сразу же возникает вопрос: «где» мы были и в какой «форме»? Однако понятия «иметь форму» и «быть где-то» предполагают наличие бытия!
Сложность этих вопросов всегда побуждала человека понять собственную природу. Кто же мы такие? Кто эта сознательная сущность, способная действовать и думать, существование которой мы ощущаем? Прежде всего нужно найти «место» нашего сознания, центр нашего «я».

ГДЕ ЦЕНТР НАШЕГО СОЗНАНИЯ?

…В VI веке до н. э. греческий философ Пифагор выдвинул  гипотезу, что место мыслей - в мозге. Это предположение оспаривал Аристотель. Он считал, что центр сознания должен быть в сердце и что мозг служит не для мышления, а для того, чтобы охлаждать кровь!
Сердце или мозг? Многие анатомические и физиологические исследования показали, что сердце не участвует в процессе сознания и что последнее, пожалуй, нужно искать в мозге...

ТАЙНЫ
Однако так ли это?
Наука приводит доказательства, что в мозге существуют отдельные центры как исходные пункты различных «функций сознания». Разрушение такого центра делает соответствующую функцию невозможной. Однако в этой связи возникает много вопросов.
Возьмём, например, память, которая находится в третьем фронтальном изгибе на левой стороне мозга. Его разрушение влечёт за собой потерю речи. Тем не менее случается, что и с такими нарушениями люди, пережив физический шок или очень сильную эмоцию, внезапно произносят слова! Как это возможно, если источник данной способности – мозговой центр – разрушен?
Другой факт, ставящий под сомнение то, что исходными пунктами функций сознания являются именно центры мозга, заключается в следующем: после разрушения одного центра мозга может возникнуть новый, который принимает на себя функцию старого. Например, люди, потерявшие речь или способность двигаться после инсульта, могут вновь начать говорить или передвигаться.
Эта приспособляемость мозга может нас только радовать, и она ведёт к ответу на вопрос относительно нашего сознания. Если исходить из того, что все сведения для определённых функций были занесены в соответствующие центры мозга, то как могут эти сведения после разрушения прежнего центра оказаться в новом? Объяснение может быть простым: новый центр мозга формируется вследствие обучения.
Если человек начинает вновь говорить не только на родном языке, но и на иностранном, который он  когда-то с трудом выучил, то очевидно, что память к нему возвратилась. Во всяком случае, жёсткая привязка центров мозга к определённым функциям создала бы ошибочное представление о том, что, например, речь, письмо или функции памяти выполняются лишь тогда, когда соответствующий центр – и только он – «приходит в движение».
Однако новые исследования показали, что мужчины и женщины для достижения одной и той же цели используют свой мозг неодинаково. Для чтения мужчины задействуют, например, крохотную зону в левой половине мозга, в то время как женщины используют несколько зон. Одинаковая цель – некая функция, в данном случае чтения, – достигается различными средствами! На основании этого можно предположить, что мозг является не источником наших способностей сознания, но прежде всего гибким инструментом, который помогает достичь опредёленных целей. И если это так, то не должно ли существовать ещё нечто, управляющее мозгом и использующее его по своей воле?

КЛЮЧ – ДУХ

Предположение о том, что человеческое сознание, будучи независимым от мозга, является чем-то вышестоящим, может показаться несколько странным. Что может быть более высоким, чем мозг? Какой другой орган в нашем теле может думать, рассчитывать, обладает силой воображения и разумом?
Однако является ли органом то, что само благоразумно, осознанно рассчитывает и думает?..
Уже тот факт, что наше сознание является чем-то невещественным, заставляет принять во внимание связи, выходящие за рамки мозга.
Все великие религии исходят из того, что земной человек есть не только тело, но ещё и совокупность духа и тонких, нематериальных тел, вместе образующих душу. Это было естественным и для медицины несколько столетий назад. Но всё изменилось тогда, когда ошибочно «разобрали физическое тело на отдельные части» и, исследовав их, захотели понять индивидуума как целое.
Невещественное ядро человека – дух – происходит не из физического мира, а из того вышестоящего духовного уровня, который многие религии называют «Раем». Именно в духе, не состоящем из вещественно-физических «материалов» и поэтому научно не доказуемом, лежит ключ к тайне нашего сознания.
Во время нашей жизни на Земле дух, наше «я», «воплощён», то есть пребывает в физическом теле. Тем самым мы связаны с телом и используем его по нашей воле, которая принадлежит духовному сознанию. Силу духа мы переживаем и ощущаем, и она движет нами на Земле и вместе с тем осознанно и естественно на всех  уровнях потустороннего мира. После смерти физическое тело разлагается на «строительные камни», которые вновь будут служить для образования других физических тел. Наш дух, наше «я», остаётся, так как его род не подчиняется Закону Становления и Распада, действующему для всей материи.
Что же значит тело для человека? С одной стороны, оно является защитным покровом, под которым мы созреваем, развивая наши человеческие способности, с другой – превосходным орудием, которое предоставляет духу для его созревания инструменты: конечности, органы чувств и... мозг!
Вопреки совершенству наших физических органов, и в особенности мозга, нам необходимо осознать: центр нашей личности, нашего сознания и воли – дух. Он тот, кто говорит: «У меня есть тело», а не «Я есть тело». Он тот, кто может сказать о себе: «Я мыслю, следовательно, я существую». Ведь мозг без духа, который управляет телом и оживляет его, был бы не в состоянии осознанно думать.

ДУХ И МОЗГ

Если исходить из существования духа, то много загадок, касающихся мозга, станут разрешимыми. Каждый центр мозга, будь то речь, движение, зрение и т. д., состоит в особой связи со способностями духа, который является центром решений, воспоминаний и единственной осознанной жизнью в теле. Дух во всеобъемлющей форме управляет мозгом.
Конечно, он в высшей степени зависит от дееспособности этого органа. Иногда  (вспомним упомянутые примеры) одни отделы мозга перенимают функции других отделов. То есть дух может использовать и такой необычный путь для выздоровления. Он может создавать себе при разрушении какого-либо центра мозга другой центр, чтобы вновь полностью проявляться в физическом мире.
То, что это вообще возможно, при более близком рассмотрении нервных клеток не является особенно неожиданным. Основная задача этих клеток состоит в том, чтобы получать и передавать информацию, и «местонахождение» этих клеток в спинном или головном мозге не изменяет род их функционирования. Нервные клетки, правда, отличаются друг от друга своей сложностью – но не своей природой. Они адаптивны и могут связываться с другими нервными центрами, удлиняя свои так называемые «отростки протоплазмы». О «резервах» в нервных стволах мозга позаботилась природа - мы обычно используем лишь малую часть наших нейронов, примерно 10 %.
Если принять то, что мозг является только инструментом духа, а не исходным пунктом способностей, становится ясно, почему мозг женщины работает иначе, чем мужчины, хотя их органы похожи. Так как каждый человек переживает действительность по роду своему, то и различные части мозга возбуждаются по-разному.
Наш мозг нередко сравнивают с компьютером. Способы функционирования обоих похожи друг на друга (хотя сегодняшние компьютеры часто проигрывают в сравнении со способностями человеческого мозга, и потому постоянно возрастает искушение «создавать нейронные сети»). Тем не менее в обоих случаях речь идёт об инструментах, пусть даже различной иерархии: мозг должен служить духу, а компьютер – мозгу.
На вопрос, насколько инструмент полезен, отвечает всегда тот, кто его использует. «Полезность» компьютера оценивает специалист по информатике, «полезность» мозга – дух человека. В обоих случаях способности «вышестоящей, ведущей инстанции» сильно превосходят возможности инструмента. Человек может быть изобретательным и творческим, он может импровизировать, интуитивно действовать, вдохновляться. Он способен любить, он может воодушевляться или развивать свои чувства красоты и справедливости. Он может проявлять выносливость, прикладывать усилия, быть мужественным, и т. д. Но всё это – качества, чуждые функциям и компьютера, и нашего мозга.
Если мы хотим научиться и в самом деле понимать человеческое сознание, то нужно осознать: дух - это центр человека, мозг – только его инструмент.
 (из журнала “GralsWelt”, пер. с нем.,
печатается в сокращении)

Автор: Кристофер Вазей