Одежды делают людей

Одежды делают людейОдежда — нечто привычное в нашей жизни. Ежедневно мы подбираем «оболочку» для нашего тела, соответствующую погоде, поводу и внутреннему настроению. Одежда способна оттенить различные аспекты нашей индивидуальности, подчеркнуть роль, которую мы играем в жизни, и, что особенно важно, она может послужить нашему внутреннему — духовному — развитию. Как мы, люди, сами себя «выражаем»,
такое влияние и получаем в обратном действии на нашу душу. И мудрое изречение «Одежды делают людей» касается не только внешнего проявления человека.
Наше отношение к одежде остаётся в основном «внешним», поскольку знание о глубинных взаи-мосвязях отсутствует. Кого заботит свой внешний вид, тот, возможно, ориентируется на моду, звёзд шоу-бизнеса или принятые в обществе стереотипы.
Не в последнюю очередь стиль одежды говорит и о господствующем в обществе духе времени (или бездуховности). В выборе человеком своей «оболочки» угадываются признаки его социальных или профессиональных установок, а значит, раскрывается его сущность, внутренний облик. И так же как формирование этого внутреннего облика обусловлено соответствующими ценностями, употребление одежды или злоупотребление ею связано с «энергией».
С момента, как люди появились на Земле, они формируют свой внешний облик: разукрашивают себя, увешивают всевозможными драгоценностями, причёсываются и одеваются различным образом. Заметим, что потребность изменить внешний вид нагого тела никогда не была связана только с климатическими условиями. Одежда всегда значила для людей нечто гораздо большее, чем прикрытие наготы или простая целесообразность. Она всегда была средством выражения, попыткой преобразить себя в соответствии с внутренним идеалом. То, что живёт в душевном мире человека, стремится проявиться и во внешнем облике, выразиться соответствующими цветами и формами. Тело, душа и дух образуют единство в нашей земной жизни. Род мыслей, чувств и ощущений проявляется в нашей речи и действиях, в наших предпочтениях и отрицаниях, в нашем жизненном окружении, мимике и языке тела. И безусловно, в роде нашей одежды.

«Мужское» и «женское» в одежде
Следовало ли создавать ясную, обусловленную полом одежду — брюки для мужчин и платья для женщин? Ответ неоднозначен. Да — если взглянуть на глубокую символику, историю возникновения и предназначение нашей одежды. Нет — если в нашей жизни нет места и догматизму, и познанию взаимосвязей полезного, осознанного применения.
Одежда — это то, что «обёртывается» вокруг тела. Это понятие охватывает многое — от простого фартука до полного костюма. Она покрывает плечи, как хитон греков или тога римлян. Она придаёт достойный вид, как, например, длинная юбка, создавая впечатление законченности и монументальности человеческой фигуры, в то время как двуногий образ обнажённого человека воспринимается скорее как «нестабильный».
Одним из существенных элементов одежды всегда была драпировка. Длинные одежды в складках из тяжёлой материи обусловливают широкие, полные значения движения.
У лёгкой туники игра линий эластичных складок придаёт фигуре величественную неподвижность. При этом проявляется радостное достоинство, которое культивировали древние греки или, по-особому, арабы и индусы. Но и у нас образ, укутанный в одежду со складками, уместен там, где должно быть выражено высокое достоинство. Такова, например, культовая одежда священников, мантии судей или профессоров.
Одежда со складками — развевающаяся, колыхающаяся, выразительная — соответствует женской сущности, связанной с природой. Отсюда и традиционный для женщин костюм с юбкой. Слабому полу лучше всего подходит мягко прилегающая одежда — струящийся поток, охватывающий женское тело и созвучный его нежным движениям (в то время как мужское начало явственнее выражают строгие линии костюма с тяжёлой, жёсткой подкладкой).
Одежда всегда отражает и общественные взгляды. Так, юбка колоколом ассоциируется с окрылённостью. В прямой юбке «видят» правильность. Узкий корсет демонстрирует «затруднённость дыхания», а преувеличенно свободная одежда выдаёт попытку скрыть что-то в себе или о себе. Чем теснее одежда и чем меньше в ней текучести, воздушности и динамики, тем сложнее ткани и её носительнице «показать себя».
Сегодня (впрочем, так было всегда) устремления времени находят своё выражение в одежде. В женском облике прежде всего просматривается тенденция уподобиться мужчине. Например, спортивная одежда культивирует образ мальчикоподобной женщины, «без груди и бёдер». Общественно признанный женский брючный костюм — идеальный вариант для дамы с сигаретой. Конечно, не всякие брюки уподобляют женщину мужчине. Иные физические работы гораздо легче выполнять именно в брюках, а потому отнюдь не редкость увидеть женщину, которая при необходимости носит брюки женского покроя и не утрачивает при этом очарования своего пола.
Тем не менее брюки прежде всего мужская вещь. Эта одежда произошла из намерения защитить чувствительные мужские органы. Предпосылки к возникновению брюк создали также верховая езда, сражения и тяжёлая физическая работа. Брюки прекрасно «сидят», не сковывают движений и не доставляют неудобств. Будничная форма идёт навстречу мужской сущности. Стоит ли удивляться, что придумали брюки холодные и воинственные германцы. Для римлян этот вид одежды был слишком «варварским». Они запрещали ношение брюк строгими наказаниями, что, однако, не смогло сдержать победного хода брючной одежды.
Джинсы, так полюбившиеся сегодня, были вначале «спецодеждой» американских рабочих и пастухов. Но они — во всяком случае, среди мужчин — уже миновали зенит своей любви и славы, поскольку для двуполого образа, которым сегодня озабочены многие модельеры, они не слишком подходят. Как женская мода обнаруживает тенденцию подражания мужчинам, так и в мужской моде заметно стремление подражать женщинам.
К счастью, у каждого из нас есть возможность выбора. Мы вовсе не обязаны следовать навязываемой нам моде, а можем просто двигаться в том направлении, которое «знает» наше ощущение. Наш «компас», внутренний голос, показывает путь, который хочет принять наш дух, — вернуться к своим истокам.

(из журнала “GralsWelt”,
пер. с нем., печ. в сокр.)