Пятая заповедь

Пятая заповедьНе убивай!

В большинстве случаев мы ассоциируем эту Заповедь только с целенаправленным убийством человека, как в криминальных фильмах, и успокаиваем себя мыслью, что нас это не касается. Однако смысл пятой Заповеди намного глубже и затрагивает бесконечное множество других жизненных факторов…

Слова «Не убивай», как и все Заповеди Бога, адресованы нам, людям, чтобы повлиять на наши поступки. Они требуют изменения нашего поведения и имеют целью уберечь нас от тяжких последствий. Давайте для лучшего понимания скажем ещё раз: «Не совершай убийства» — и тогда яснее станет смысл указания, как нам обходиться с ближними.
К сожалению, уже в библейских преданиях упоминается о том, что вскоре после возникновения Творения здесь, на Земле, дело дошло до братоубийства: из низменных побуждений, а именно из-за ущемлённого самолюбия, Каин убил своего брата Авеля. Нам известны горькие последствия этого поступка. Ни один человек не имеет права сокращать свою, подаренную ему Богом, жизнь или жизнь другого человека. Однако он по собственному произволу присваивает себе это право и тем самым отягощает свою судьбу самым страшным грехом, который ему придётся искупать в горьких переживаниях.
Библейское братоубийство явилось началом бесчисленных злодеяний, обременяющих нас до сегодняшнего дня. Из ревности, зависти, ненависти, недоброжелательства, бессердечности и холодной расчётливости, из стремления к власти с неимоверной жесткостью на всей Земле совершались убийства. Для достижения цели использовались любые средства, и многократно при этом утверждалось, что совершается «доброе дело», для того чтобы стать «божьим слугой». Однако Бог не хочет убийств. Он говорит: «И поставлю суд мерилом и правду весами» (Ис. 28, 17); «И перекуют мечи свои на орала» (Ис. 2, 4). Правомерность действующих Законов обусловлена справедливостью Божьей Воли.
Все властители, полагавшие, что могут поставить себя превыше пятой Заповеди, погибали. Это отчётливо показывает история, и мы сами смогли в этом явно убедиться. Когда же мы наконец постигнем, что не умерщвление и не убийство, а подлинные усилия к достижению толерантности и понимания, то есть истинная любовь к ближнему, соединяют нас, людей, друг с другом? Ведь все мы — создания одного Творца!
Смысл пятой Заповеди отнюдь не сводится только к запрету физического насилия. «Не убивай» — это всеобъемлющее предостережение от опасности морального убийства или умерщвления способностей и дарований. Сегодня, например, много говорят о «моббинге». Это такое поведение, когда неугодным сотрудникам, а ещё чаще сотрудницам жизнь на рабочем месте буквально превращают в ад. Их терроризируют психологическим давлением до тех пор, пока они, уступив, не покоряются или не увольняются. И это тоже «умерщвление», направленное на то, чтобы, отняв у своего ближнего уверенность, парализовать его волю.
Однако можно говорить о неправильном понимании пятой Заповеди, когда её приводят как оправдание вегетарианства (в том смысле, что нельзя убивать животных). В преданиях говорится, что даже Иисус принимал мясную пищу. Вспомним лишь о том, что Он со Своими учениками по иудейскому обычаю во время пасхальной трапезы ел ягнёнка. В любом случае на свадьбе в Ханаане, куда был приглашён Христос, среди прочего ели и мясо.
Пятая Заповедь предупреждает нас, что пришло время задуматься о том, что каждый человек имеет равное право жить и развивать свой собственный род на благо всех. И благодарение Творцу, подарившему нам милость права на бытие

(из журнала “GralsWelt”,
пер. с нем.)