Нужно ли молиться?

Нужно ли молиться?Должен ли человек молиться Богу? У верующих людей такой вопрос возникает нередко. При этом речь идёт о тех, кого действительно можно назвать верующими, у кого, как говорят, Бог в душе. Такой человек обычно не афиширует свою веру, не кричит о ней на каждом углу, а просто старается каждый день прожить так, чтобы не пришлось краснеть за свои поступки. Многие из этих людей не принадлежат ни к одной церкви или религиозной организации. Они полагают (и абсолютно справедливо), что между Богом и человеком посредник не нужен. Мы вовсе не собираемся утверждать, что храмы и часовни необходимо ликвидировать. Никоим образом. Однако мы считаем, что они должны служить тем местом, где человеку были бы предоставлены возможности для «внутренней связи» с Богом. То есть в них должна быть создана такая атмосфера, когда посредничество действительно излишне. Людям же, у которых «Бог в душе», может показаться противоестественным огромное количество молитв, произносимых во время богослужений.
Так как же молиться? Как и на все важнейшие вопросы, ответ на этот даёт нам Послание Граля: «Молитва требует глубочайшей серьёзности. Молись в спокойствии и чистоте, ибо спокойствие укрепляет ощущение, чистота же придаёт ему ту лучезарную лёгкость, что способна вознести молитву к вершинам всего светлого и чистого. И тогда сбудется именно то, что нужнее всего для молящегося, более всего способствует продвижению вперёд во всём его бытии!» (Т. II, 19) Отсюда следует, что простое прочтение молитвы не несёт никакой пользы. Более того, механическое произношение каких-то текстов, в которых встречается слово «Бог», подобно упоминанию Имени Его всуе, что строжайше запрещено Божьей Заповедью. И тогда становится понятным, почему человек, у которого внутренний голос не совсем уснул, без большого воодушевления воспринимает длинные молитвенные тексты.
Кроме того, мы, люди, очень часто неправильно понимаем назначение молитвы. Для многих молитва означает просьбу. Вот и попрошайничаем по делу и без дела, надеясь, что Бог будет выполнять наши земные желания, начиная от «получения» чего-то и кончая «наказанием» кого-то. На самом же деле молитва вовсе не равнозначна просьбе. Да, человек может в горе и нужде обращаться к своему Богу с просьбами о помощи, но этим предназначение молитвы далеко не исчерпывается. Молитва - это прежде всего почитание Бога. Мы все, живя здесь, на земле, не осознаём всего величия Его Милости, состоящей в даровании нам права на осознанное бытие. Большинство считает своё бытие само собой разумеющимся — мол, произвели нас на свет наши родители, а вот задуматься о том, в чём смысл этого бытия, времени у нас не хватает.
Каждый день обогащает нас каким-то новым опытом, но мы, принимая радость как должное, в первую очередь обращаем внимание на различные неприятности, доставляющие нам дискомфорт. Поблагодарить же Господа за приобретённый опыт или даже за счастливо прожитый день мы редко удосуживаемся, полагая себя самих «творцами» своей жизни. При этом наше представление об истинном Создателе бывает очень своеобразным: мы видим в нём либо нечто полумифическое, либо «доброго дедушку», который готов выполнить любые желания «любимых чадушек». Несмотря на то что все великие религии мира провозглашают Совершенство Бога, в чём же именно оно состоит, большинству из нас невдомёк.
Послание Граля говорит, что Совершенство — это прежде всего неизменность. Там, где наличествует Совершенство, нет места ни произволу, ни несправедливости. От Совершенства может исходить только нечто совершенное, а значит, и Воля Бога абсолютно Совершенна. Она задана раз и навсегда, никогда не меняется и не подвержена никаким колебаниям. На земном уровне мы наблюдаем Её в Законах Природы. А отсюда следует, что и в молитве мы должны это учитывать и не выпрашивать того, что требует акта произвола. Наша молитва совсем не обязательно должна выражаться в словах. Одно мгновение ощущения глубокой благодарности Творцу может стоить дороже, чем многочасовое бормотание заученных слов. В Послании Граля сказано, что молитва, не пережитая в глубоком ощущении, вообще ничего не стоит. Поэтому гораздо лучше не помолиться вовсе, чем произнести молитву формально. Точно так же непозволительно в качестве «епитимьи» назначать прочтение той или иной молитвы определённое число раз. Молитва — это обращение человека к своему Богу, и с ней шутить недопустимо. Только в том случае, если у человека есть внутренняя потребность, может он прибегнуть к молитве, но никоим образом ни «за компанию», ни в качестве «наказания». Лишь тогда молитва будет иметь силу и способность оказать какое-то влияние, в том числе и помощь нуждающемуся человеку.