«Я же говорю вам…»

«говорю вамОкончание. Начало в № 6

Выступления Иисуса
«Я же говорю вам...» Наверно, можно утверждать, что тот, кто произносит эти слова, желая выразить своё превосходство, претендует на право быть тем острым мечом, который должен отделить всё истинное от ложного. А кто из нас может серьёзно сказать о себе такое?
Что же нам думать об Иисусе из Назарета, часто именно так обращавшемся к Своим слушателям?
Если бы на Его выступлениях захотели сыграть в игру, когда всё подвергается сомнению, то «адвокат дьявола» мог бы, пожалуй, выбрать любую из двух обещающих успех стратегий, чтобы дискредитировать «пришельца из Назарета». Во-первых, он мог бы утверждать, что перед народом выступал некто, у кого явно было не всё в порядке с самооценкой, кто хотел возвыситься на основании одного лишь чрезмерно преувеличенного стремления представить себя стоящим над миром. Во-вторых - обвинить Иисуса в низких мотивах соблазна: якобы Тот, как популистский руководитель секты, высокопарными словами хотел ловить души и превращать своих приверженцев в фанатов...
К сожалению, такие предположения высказывались довольно часто, пусть даже только «между строк». Между тем при более внимательном рассмотрении оба «дьявольских» аргумента оказываются совершенно
несостоятельными! Послание Сына Божьего не даёт никаких оснований считать, что Иисус из Назарета утратил реальное представление об окружающем Его мире или осознанно злоупотребил доверием людей в эгоистичных целях. Освободив это Послание от привнесённых «примесей», можно воочию убедиться, что оно обусловлено знанием людей, не таит в себе ничего препятствующего, но указывает путь познания, на котором каждый сам, посредством собственных переживаний, может и должен убедиться в истинности слов Иисуса. Говоря иначе, Его Послание исполнено человеколюбия и несёт помощь людям.
Подтверждением этому могут служить слова Иисуса в Евангелии от Иоанна (повсюду понимаемые неправильно): «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 23). Конечно, Христос не хотел этими словами открыть врата для отпущения грехов по произволу. Речь идёт об естественном, легко постижимом процессе. Если некто связан с ближним недобрыми «нитями судьбы», поскольку ближний этот когда-то оказался к нему несправедлив, то он может отчётливо ощущать эти нити, если располагает тонко развитым ощущением. Когда он думает о человеке, причинившем ему боль, или встречает его, то перенесённая однажды несправедливость, то есть «прегрешение», будет доставлять ему неприятные ощущения до тех пор, пока он от чистого сердца не простит обидчика — словами, письменно или другим символическим действием. Тогда разорвётся неприятная связь и каждый из них обретёт наконец свободу.
Следовательно, прощение может исходить только от того человека, по отношению к которому была допущена несправедливость, и каждый, кто хочет быть свободен внутри, должен распутать тормозящие душевные связи. Об этом и говорил Христос. Эти недобрые «нити судьбы» никогда не смогут исчезнуть по решению непричастных третьих лиц. Они останутся «осязаемыми», даже если исповедующий священник возложит на грешника наказание в виде многократного прочтения «Отче наш». Бормотание молитвы может, вероятно, успокоить совесть, но и только…
Пример из Евангелия от Иоанна показывает, как важно воспринять содержание Послания Иисуса в духовном смысле. Ведь толкования, которые исходят не из сути высказывания, а цепляются за внешнее, форму, словесную оболочку, почти неизбежно ведут к недоразумениям, а в худшем случае — к ложному пониманию учения Иисуса. Отсюда и оторванность от жизни, и уж совсем нелепые обвинения в корыстном стремлении к власти.
Бессмысленно рыться в Послании Иисуса, чтобы уличить Его в попытке вербовать приверженцев или сделать верующих фанатиками. Цели эти могли быть достигнуты льстивыми речами или чудесными спасительными обещаниями, а также запугиванием, но совершенно точно не учением, которое от каждого требует самостоятельных усилий, ориентированных на духовные мышление и действия.
Чудесным доказательством, что от желавших следовать за ним Иисус требовал именно этого, служит Его напоминание: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Mф. 5, 38–41).
Эти слова приводятся в большинстве случаев только в связи с требованием Иисуса возлюбить и своих врагов. Однако такое толкование слишком поверхностно. Нужно ли, например, позволять с хорошей миной злобные издевательства над собой, вплоть до самых невыносимых пошлостей? Отвергнуть собственную личность, унизиться до мячика в чужой игре? Конечно же, нет!
В словах Иисуса содержится намного более ценный совет: никогда не отказываться от своей духовной, обращённой к Богу ориентации, то есть постоянно хранить свою внутреннюю установку, не опускаться до низкой мести и недостойных поступков. Вместо того чтобы хвататься за оружие и — «око за око» — возвращать удар, следует все усилия направить на то, чтобы действовать бесконфликтно, окружить ближнего своего вниманием и любовью, подавая тем самым достойный пример окружающим. Разумеется, это требует активной духовной работы, умения преодолеть себя и высокой степени доверия к Богу. Только тот, кто подходит к человеку, оклеветавшему его, без злобы, имеет шанс растопить лёд.
Именно такое знание принёс Иисус из Назарета. В Его Послании нет ничего, что указывало бы на стремление быть «царём иудейским» в политическом смысле, как это приписывали Сыну Божьему. Иисус Своим Словом ничего не требовал для Себя, Он просто хотел разжечь внутренний огонь в каждом, в ком ещё тлела искра Истины и было стремление к познанию.
«Я же говорю вам…» Эти слова служат ключом к сердцам всех, в ком есть томление по Высшему. Эти слова пережили еврейские традиции веры и застывшие общественные установления. Они исключили недоразумения любого рода. Они несут незамутнённый Свет Истины. Иисус никогда не хотел собственного прославления. Его Послание совершенно самодостаточно, чтобы служить Ему удостоверением. Поэтому очень полезно отыскать «красную нить» в учении Христа…

(из журнала “GralsWelt”,
пер. с нем.)