Щепетильность

Это слово многим людям знакомо только теоретически. Большинство полагают, что это качество не столь существенно, если вообще необходимо.

 Но даже и те, кто на словах имеет другое мнение, не всегда считают нужным проявлять щепетильность на деле. Я говорю о таких моментах, когда возникает желание воспользоваться чем-либо, являющимся общественной или чужой личной собственностью. Например, унести несколько вёдер гравия, приготовленного для засыпки общей дороги, на свой садовый участок или сорвать несколько яблок с яблони соседа, особенно если мы знаем, что они у него могут быть не полностью собраны. Всё это зачастую считается мелочью, на которую не стоит обращать внимание. По этому поводу мне вспоминается одна недобрая поговорка, услышанная мной и братом в детстве от одного почти взрослого парня: «От многого немножко — не воровство, делёжка!» Уже тогда нам померещилось в этих словах что-то нечистое, скользкое. А позже, увидев, как этот парень без зазрения совести выломал для костра, который мы, мальчишки, собирались разжечь, несколько досок из чужого забора, я и брат стали избегать общения с ним. Многим же нашим сверстникам он казался героем, примером, достойным подражания, и некоторые из них, к сожалению, слишком рано встали на кривой путь.

Но недостаток щепетильности проявляется не только в желании втихомолку воспользоваться чужим имуществом, а нередко и в попытках переложить на других свои проблемы под тем предлогом, что им это якобы «ничего не стоит». Давайте попробуем сделать маленький обзор своей жизни — последнего года, например. Сколько раз мы обращались к кому-нибудь с просьбой? Например, если у знакомого есть машина — отвезти куда-нибудь или встретить кого-то? При этом мы не задумывались над тем, не ломаем ли таким образом его личные планы, не причиняем ли человеку явные неудобства, то есть попросту пользовались тем, что ему будет «неловко отказать». Если же в каком-то случае всё же получали отказ, то расценивали это как «недружественный поступок».

Всегда ли мы размышляем над тем, насколько обременим просьбой человека и что мешает нам решить эту проблему самим? Быть может, это всего лишь стремление сэкономить своё время и деньги или избавить себя от лишних хлопот? Действительно ли в этом случае нам необходима помощь или здесь всё-таки превалирует желание (извините за резкость) «проехаться на чужом горбу»? Беда в том, что некоторые люди вообще не видят в этом ничего особенного, для них обратиться с подобной просьбой есть нечто само собой разумеющееся. Причём не только для себя, но и для своего «возлюбленного ближнего». В результате они сами приобретают привычку загружать своими проблемами других и способствуют развитию данного качества у своих «возлюбленных ближних», которым очень хотят потрафить.

Легко понять, что ничего хорошего отсюда произойти не может, и прежде всего в духовном плане. Закон Равновесия, действующий во всём мироздании, в отношениях между людьми проявляется как равенство получения и даяния. И когда человек привыкает только «получать», то он совершает безусловный духовный проступок, даже если и не задумывается над этим. Тот же, кто делает это осознанно, то есть в глубине души понимая неправедность содеянного, виновен вдвойне. Здесь причиной чаще всего бывают мягкотелость или ложная любовь. И за это неизбежно придётся нести ответственность.

Всё вышесказанное вовсе не означает, что человек не может обратиться за помощью. Однако желательно делать это лишь тогда, когда в ней есть подлинная нужда и вы уверены, что тот, к кому вы обращаетесь, не только может, но и охотно эту помощь окажет. Иными словами, она будет исходить из глубины его души и только, быть может, незнание наших трудностей помешало ему самому предложить её. В такой ситуации оказанная помощь может стать подлинным благословением для обоих, и потому пренебрегать её возможностью было бы ошибкой. Точно так же не следует из-за ложно понимаемой щепетильности отказываться от дружеской поддержки, предложенной от всего сердца, ведь вполне возможно, что в ней и заключается исполнение наших молитв к Господу, который на Земле иногда имеет возможность действовать только лишь через людей.