Почему мы сами несём ответственность за свои болезни

Почему мы сами несём ответственность за свои болезниНасколько свободна наша воля?

Утверждение, что каждый из нас сам отвечает за всё, что с ним случается, многие решительно оспаривают, ссылаясь на то, что человек не обладает свободной волей и потому не может самостоятельно принимать решения за или против чего-либо. Разумеется, мы можем быть ответственны только за то, что приняли сами, по своей доброй воле. Если решение было навязано нам извне или на его принятие оказывалось какое-то влияние, оно несвободно и мы не можем в полной мере отвечать за его последствия. В этом плане свобода есть действительно необходимое условие для выстраивания человеком собственной судьбы.
Вместе с тем нельзя отрицать, что существуют различные социальные, экономические, культурные, профессиональные или семейные воздействия, которые определяют вместе с нами, как мы живём и питаемся, а значит, и то, как обстоит дело с нашей телесной средой.
Существуют, кроме того, разные темпераменты и разные основные физиологические предпосылки, то есть разные виды телесных сред, которые даже в здоровом состоянии обладают неодинаковой сопротивляемостью по отношению к микробам и болезням. И эта различная восприимчивость одной среды по сравнению с другой есть следствие не приобретённой, а уже имеющейся слабости, которая не является результатом решений человека, а перешла ему по наследству от родителей. Можно ли и в этом случае, когда мы не вольны выбирать себе темперамент и физиологические данные, говорить об ответственности?
Здесь закономерно встаёт вопрос, какое влияние оказывают наследственные болезни и какую роль в этой связи играет судьба? Сами ли мы «кузнецы своего счастья», то есть определяем своим образом жизни то, что вернётся к нам самим (а стало быть, нет «слепой» судьбы), или события подвержены случайностям (и в таком случае на нас не лежит никакой ответственности)? Для ответа на этот вопрос следует вернуться к началу разговора и выяснить, есть ли у человека свободная воля и как она устроена.
В своей жизни мы постоянно принимаем решения, которые накладывают на неё отпечаток. Поэтому возникает впечатление, что мы сами определяем свою жизнь. Однако стоит нам вспомнить своё прошлое, и это впечатление покажется сомнительным. Да, происходили в нашей жизни события, которые приносили желаемый результат. Но как много в ней было того, чего мы не хотели или не планировали! Хорошо справляясь в одних ситуациях, в других мы выглядели скорее игрушкой или жертвой обстоятельств!

Как связан наш мозг со свободной волей?

Большинство людей не сомневаются в том, что центр нашей воли находится в мозге. Однако при более внимательном рассмотрении того, как устроен и работает наш интеллект, становится ясно: мозг не может быть местом, где располагается свободная воля, так как он однозначно пребывает под влиянием и потому не может принимать независимые решения.
В начале нашей жизни мозг подобен чистому листу. Это новый инструмент, который с помощью наших пяти чувств наполняется элементами информации. Они сохраняются в памяти, а интеллект перерабатывает их, соединяя друг с другом. Как компьютер, мозг может упорядочить, отсортировать и скомбинировать только ту информацию, которую он содержит. Сам по себе он не в состоянии создать новую информацию, не производную от уже имеющихся элементов.
Эти хранящиеся в мозге элементы информации, по логике вещей, у всех людей разные и зависят от национальности, воспитания, школ, которые они посещали, профессий, которыми они занимаются, газет, которые они читают, радио- и телепередач, которые они слушают, реклам, которые они встречают, друзей, политических партий, к которым они принадлежат, и т. д. Этот пример показывает, что мозг не способен принимать свободные от влияния решения, так как на всех размышлениях лежит отпечаток тех представлений и взглядов, которые поступили извне. Чтобы принятое решение было свободным, то, откуда оно исходит, должно иметь возможность ориентироваться на критерии и ценности, независимые от телесных влияний и прошлых впечатлений. Мозг этим требованиям не соответствует.
Следующей причиной, по которой мозг не может быть «местом обитания» свободной воли, является то, что деятельность мозга зависит от нашего здоровья и питания, от медикаментов, которые мы принимаем, от стрессов, времени года (и это лишь несколько факторов). Возможны также другие воздействия, хотя они и вызывают порой сомнения — например, влияние звёзд.
Если свободная воля находится не в мозге, то где же её искать? В другом органе? Но об этом не может быть и речи, ведь более совершенного и благородного органа, чем мозг, в теле нет. Поэтому поиски следует вести в другом направлении, не ограничиваясь при этом материалистическим уровнем, столь привычным для современного человека.

Необходимый взгляд в другое измерение

Часть нашей личности, которую мы уже давно знаем и привычно называем душой, имеет нематериальную природу. Эта часть — дух человека. Он происходит из Духовного царства, Рая, и потому природа его духовна, в то время как физическое тело состоит из земной материи. Так как разница между духовным и земным мирами велика, дух вынужден во время своего пребывания на земле укрыть себя «одеждой» — материальным телом, которое служит ему в качестве инструмента, позволяя установить контакт с окружающим миром и действовать в нём. Так дух принимает человеческий образ, который нельзя идентифицировать ни с телом, ни с мозгом.
Благодаря своему происхождению дух остаётся свободным от всякого социокультурного влияния, которому подвержен мозг. Поэтому он способен принимать независимые, то есть свободные решения. Свободная воля, таким образом, коренится в нематериальном духе человека.

Свобода решений у человека и животного

Меру данной человеку свободы выбора легче понять, если для сравнения рассмотреть эту проблему в отношении к животным: они тоже имеют оживляющее нематериальное ядро — душу, но не располагают свободной волей. У животных любое действие — это всегда реакция на поступивший от окружающего мира или от тела стимулирующий сигнал, у человека это может быть также результатом более сильного желания. Животные развиваются, побуждаемые к этому своим окружением; человек же, напротив, может развиваться потому, что хочет этого сам, независимо от окружающего мира, а часто даже вопреки ему.
Поведение животных является врождённым. Способ их реагирования на различные ситуации заложен в их природе. Хотя вариативность реакций на некое событие возможна, но выбор происходит только в рамках специфических способов реагирования своего вида. Собака может укусить врага или убежать от него, но она никогда не будет бодать его, как это делает коза или баран. Львы — мясоеды, однако, оказавшись в неволе, они могут постепенно перестроиться на вегетарианское питание из зерна и овощей. Но произойдёт это под давлением со стороны, сами же они принять такое решение не могут. Поскольку человек располагает свободной волей, он в состоянии самостоятельно перестроить свой тип питания и выбрать даже непригодную, противоестественную диету. Естественно, в этом случае ответственность за вредные последствия такого питания ложится на него, потому что он выбрал его по собственной воле.
Способность принимать свободное решение — необходимая предпосылка для личной ответственности. Ещё одно условие заключается в том, что человек имеет возможность осознать последствия своих действий.

Где же место случайности?

Свободная воля и случайность несовместимы друг с другом. Случайность, как её многие понимают, есть то, что происходит непредвиденно. Она возникает и исчезает без причины и лишена всякой логики. Если бы случайность определяла порядок вещей, то мы бы имели дело с непредсказуемостью событий и их постоянными изменениями. Ответственность, однако, возможна только в мире, в котором события совершаются в определённом порядке, логичном и устойчивом, с непреложной закономерностью, которая позволяет нам предвидеть пути развития, приспосабливаться к обстоятельствам и действовать мудро. Только благодаря знанию этих закономерностей мы можем многое понять из того, что в противном случае оставалось бы для нас тайной. Мы можем увидеть взаимосвязь событий и выработать новый взгляд на жизнь.

(из журнала “GralsWelt”, пер. с нем.)