Размышления о смерти

Размышления о смертиКак-то встретил я в одной организации своего знакомого, человека уже пожилого, но с активной жизненной позицией, неравнодушного, много помогающего другим людям. Назовём его Иваном Петровичем. Перебросились парой слов о жизни, о здоровье. И в его голосе, и во всём его облике явно проступала горечь и, пожалуй, чуть ли не безысходность.
— Вот, Виктор Александрович, — обращаясь ко мне, сказал он, — живём, пока Бог ещё жизнь даёт. А там… Там ничего хорошего для нас не будет.
— Откуда вам это известно, Иван Петрович? Почему вы так думаете? — поинтересовался я.
— Да это всем известно…— удивился он. — Все это знают.
— А может быть, мы просто думаем, что нам это известно, а на самом деле почти ничего об этом не знаем?
Своим «провокационным» вопросом я изрядно озадачил своего собеседника. Иван Петрович промямлил что-то невразумительное, но я не отставал.
— Вот тело ваше преходяще, оно истлеет, но ведь у каждого из нас ещё и душа есть. Ну, Владимир Сергеевич (третий молчаливый участник нашего разговора, директор организации), например, не верит в её существование, но он очень серьёзно заблуждается и со временем поймёт это. А вдруг тогда уже будет поздно?
Владимир Сергеевич, мне показалось, как-то грустно улыбнулся и развёл руками, а Иван Петрович покивал головой — мол, да-да, конечно, и на этом наш разговор закончился. Мы распрощались.
И мне подумалось: ну почему так, почему мы, вроде бы «разумные существа», ведём себя порою так неразумно? Работаем, суетимся, гоняемся за жар-птицей, и не приходит нам в голову хоть на минутку остановиться и вслушаться в себя. Даже если мы решили отдохнуть, то посвящаем это время «культурным развлечениям» — морю, рыбалке и т.п. Я ни в коем случае не хочу сказать, что всё перечисленное является предосудительным занятием. Вовсе нет! Отдых нам, безусловно, необходим и полезен. Однако когда мы вообще не находим времени для того, чтобы разобраться в своих сокровенных переживаниях, считая это «несерьёзным» занятием, то вряд ли нашему душевному здоровью можно поставить благоприятный диагноз.
Как ни горько это констатировать, никуда не денешься! Большая часть людей живёт чисто материальными интересами, полагая, что духовного мира не существует, либо путая его с миром мыслей и чувств. Он же (так полагают многие) есть не что иное, как «продукт» внутренних процессов организма. «Мысль идеальна, — говорил нам в своё время на лекциях один учёный философ, — и определить её содержание в принципе невозможно». С тезисом о том, что мысль продолжает своё существование самостоятельно и как бы отдельно от породившего её человека, сейчас согласно значительное число неортодоксально мыслящих учёных, но коренных изменений в философии это «открытие» не произвело. Вместо того чтобы всерьёз повернуться к Богу, начинают изобретать приборы, которые смогли бы эти мысли улавливать и дешифрировать.
Наиболее широко распространённые философские взгляды, естественно, оказывают влияние на общее мировоззрение людей. Именно они чаще всего пропагандируются в средствах массовой информации, именно они превалируют и в студенческой среде. Значит, с этой стороны трудно ожидать реальной поддержки любого учения, если оно не вписывается в привычные представления.
О мировоззренческой позиции большинства людей старшего поколения можно вообще не говорить. Воспитанные на коммунистической и атеистической идеологии, они с трудом воспринимают нечто новое, особенно если оно в корне противоречит их «убеждениям». Я намеренно поставил это слово в кавычки, так как убеждения должны опираться на прочный фундамент знаний, а в данном случае имеет место скорее «вера в материю», которая, собственно, есть полярное проявление того, что принято называть слепой верой в Бога. И разумеется, никакого оптимизма приближающийся конец жизни (по мнению подавляющего большинства, конец бытия) пожилым людям не прибавляет.
Плохо, что люди живут в подавленном состоянии, но гораздо хуже другое. Считая, что их ждёт «небытие», они как-то внутренне стараются приучить себя к этой мысли, растрачивая на такую «учёбу» всю свою жизненную энергию. Тщетные усилия! По-настоящему приучить себя к этому невозможно, а кроме того, изначально бессмысленно, ибо после земной смерти нас ждёт реальная жизнь в другом, потустороннем мире. И вот тогда первостепенно важным становится вопрос: что это будет за жизнь? Как раз к ней-то нам всем и нужно быть готовыми, а для этого необходимо иметь о потустороннем мире хоть какое-то представление. И чем полнее и глубже будет это представление, тем легче будет человеку смириться с неизбежностью смерти и тем выше вероятность быстрейшего осознания им этой новой фазы бытия и своей собственной задачи. Так не лучше ли уже сейчас начать внутреннюю подготовку к поджидающей нас всех метаморфозе и с искренней надеждой и доверием к Богу искать эти так необходимые нам знания?