Что значит делать добро?

Что значит делать добро?Мне часто приходится слышать этот вопрос. На первый взгляд он кажется совсем простым.
О чём тут рассуждать, скажут некоторые, добро, оно и есть добро, это же всякому понятно. Так, да не совсем. Само понятие добра разными людьми может истолковываться по-разному. Иногда то, что одному кажется добром, другому представляется явным и самым настоящим злом.
Вот не очень сложный пример. Вы работаете в фирме, которая хочет расширить своё присутствие на рынке. Вы хороший специалист и всячески способствуете продвижению товаров фирмы. Добро это или зло? Пожалуй, даже в этом случае мнения людей разойдутся. И зависеть тот или иной ответ будет от весьма многих факторов, начиная от общего культурного уровня человека и кончая его «взаимоотношениями» с данной фирмой. И скорее всего, большинство ответов не будут исчерпывающими, то есть охватывающими не только общепринятую, но и духовную точку зрения. А ведь именно последняя является наиболее важной при определении истинной ценности любого нашего деяния.
Вероятно, один из первостепенных факторов, который нам необходимо учесть, это характер деятельности фирмы. Если ваше предприятие производит, к примеру, сигареты, то сотрудничество с ним не принесёт вам благодати (хотя в плане материальном у вас всё может быть в полном порядке). Если предприятие производит продукты питания, то важным фактором становится их качество. При высоком качестве сама ваша работа и добросовестное отношение к ней могут принести вам и духовную пользу, так как создаваемый при вашем активном участии товар будет по-настоящему полезен людям. Если же его качество сомнительно, то немаловажным становится фактор вашей осведомлённости об этом. Но и здесь не всё однозначно. Если вы знаете о низком качестве продукции и всё-таки всеми силами стараетесь увеличить её продажу, то с духовной точки зрения вы наносите людям вред, за что непременно будете нести ответственность по всей строгости и справедливости действующих в Творении Законов. Предположим теперь, что вам ничего не известно о низком качестве товара. Сказать, что в этом случае вы свободны от ответственности, всё равно нельзя. Речь может идти только о степени вашей вины, характере и величине вашей ответственности. На что следовало бы обратить внимание в данной ситуации? Во-первых, насколько информация о качестве продукции доступна для вас как для сотрудника фирмы. Во-вторых, степень вашей заинтересованности в деле, которым вы занимаетесь, в целом и в качестве продукции в частности. Если информация была закрыта и вы добросовестно старались узнать обо всём, что считали важным, но вам не удалось, то, естественно, степень вашей ответственности будет меньше (хотя, замечу, такая закрытость должна была бы вас насторожить). Если же вас эта проблема совершенно не волновала, значит вы не только проявили равнодушие по отношению к другим людям, но и добровольно способствовали нанесению им вреда, что, конечно же, наказуемо.
Что-то уж больно вы завернули, заметит какой-нибудь читатель, так вообще жить забоишься! Согласен, не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Но мы, люди, являемся духовными сущностями, наделёнными свободой воли. Следовательно, мы несём ответственность не только за те поступки, которые совершили, но и за те, которых не совершили, если в результате этого был причинён зримый или незримый вред. Степень нашей конкретной ответственности всегда будет зависеть от переплетения многих факторов, но как и каких именно — вопрос, уже выходящий за рамки настоящей статьи.
А что же о вас и вашей деятельности, скорее всего, скажут люди, если задать им такой вопрос? Вряд ли большинство из них будут вдаваться в такие тонкости, которые мы здесь рассматривали. Работаете добросовестно? Да! Не воруете? Нет! Деньги от семьи не утаиваете и не пропиваете? Нет! Коллег по работе и подчинённых зря не обижаете? Нет! Значит, вы порядочный человек, хотите добра и делаете его. Не правда ли, несколько однобокое умозаключение?
Так что же такое добро? Или оно вообще не существует? Почему же, как раз таки существует. Но добро для одного человека никогда не может одновременно быть явным злом для другого, в противном случае это кажущееся добро. И добром может быть только то деяние, которое приносит самому человеку либо его окружению духовную пользу, то есть обязательно ведёт к развитию и совершенствованию или способствует этому. Человек, желающий добра и делающий добро, всегда должен помнить, что у любой медали две стороны, и не только видеть в происходящем то, что лежит на поверхности, но и уметь проникнуть в его духовное содержание.