Больше понимания к своему ближнему!

Больше понимания к своему ближнему!Насколько жизненно важно гармоничное отношение человека к человеку, следует уже из Десяти Заповедей, которые Моисею было когда-то позволено принести людям.
Много веков спустя на Земле вновь прозвучали эти слова, чтобы сформировать у людей простое и естественное поведение по отношению к своим ближним и указать тем самым путь в Светлые Высоты. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя!» — гласила Заповедь Сына Божьего Иисуса, когда Он увидел, как зависть и эгоизм до неузнаваемости заглушили сады душевной любви. Однако сколько Он ни старался уважением и любовью к ближнему преобразовать путь человека в вещественности в дорогу постоянного, незамутнённого счастья, ведущую через цветущие сады, исполненные дивной красоты, человек закрывался от Его предостережений и советов.
Земные люди продолжают отдаляться друг от друга. Недоверие, зависть и ненависть создали пропасть, через которую уже почти невозможно перекинуть мост, и то понятие ближнего, какое вибрирует в Богоугодной деятельности Творения, давно потеряло свою истинную ценность и истинное значение.
Были времена, когда люди ещё обладали тем, что мы называем уравновешенностью. Они знали Закон Равновесия, были живыми свидетелями того, что со стола Господа, от даров, которые Бог милостиво предлагает людям в Своём Творении, можно брать лишь столько, сколько им требуется. Вследствие этого они не наносили ущерб своему ближнему и никого не обманывали из эгоистических побуждений, никому не причиняли страданий. Это было гармоничное течение регулярно пульсирующей человеческой деятельности, которая в даянии и получении приводилась в движение Законом Равновесия.
Сегодня человек по отношению к своему Творцу является лишь берущим или, лучше сказать, требующим, бесцеремонно присваивающим себе всё, чем он может завладеть в своём эгоизме, не выражая за это ни малейшей благодарности в качестве крохотного ответного дара. Дошло уже до того, что люди больше не открываются оживляющим течениям свыше, напротив, послушно воспринимают влияния тьмы и, усиленными, передают их дальше.
И над всем этим мраком человеческого себялюбия золотом сияют слова: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя!» Чисто и ясно парят эти слова над человечеством.

Однако лишь изредка скользит к ним из глубин светлый, нежный луч в поисках связи и с мольбой о силе для того, чтобы человек смог преодолеть собственное «я» и проявить справедливость к ближнему, который подобно ему ищет Истину. Человек должен учиться уважать и понимать своего ближнего, ибо он есть часть общего с ним духовного рода и у него тот же путь и та же цель — духовная родина, Рай.
При этом любому человеку может быть очень полезно наблюдение за своими ближними. Хотя бы для того, чтобы суметь в них увидеть, проанализировать и познать ошибки, которые род человеческий по свободному волению, то есть по собственной вине, совершил за пределами Рая, в вещественности. Правда, большинство людей склонны к выпячиванию собственного «я», в связи с чем возникает опасность необъективного наблюдения, которое зачастую выливается в личностное сравнение, когда сравнивающий мнит себя свободным от недостатков, обнаруженных у другого. Тогда он, конечно, в соответствии со словами Иисуса, видит соринку — меньшую ошибку — у своего ближнего, в то время как у себя не замечает бревна — подобной, но большей ошибки.
Для делового же, объективного наблюдения, напротив, нужно освободиться от сосредоточенности на собственной персоне и постараться поставить себя на место своего ближнего, душой ощутить его мысли и действия, а не расчленять их с помощью земного рассудка, копаясь и критикуя.
При этом для понимания преимуществ и недостатков могло бы быть полезным замечание, что люди исказили именно то, что выделяло их среди себе подобных. Например, если человек должен был возвыситься благодаря мужеству, то при ложном волении он искажает его до уныния и малодушия. Грация становится тщеславием, смирение превращается в высокомерие, доброта — в жестокость, а глубокие чувства и мысли преобразуются в избыток чувств и поверхностность. В первую очередь искажаются те качества и способности, благодаря которым человек должен был стать примером, и, искажаясь, они перерождаются в свою противоположность. Так, грация и привлекательность превращаются в тщеславие, а не в малодушие, которое является «обратной стороной» мужества.
Все эти противоположности были привнесены насильно и никогда бы не возникли, если бы люди не свернули с правого пути к Свету. Только злое воление людей создало в качестве противоположности Свету тьму, которая заключает в себе все их пороки и слабости.
Подобный ход рассуждений неизбежно приведёт человека к вопросу, обращённому им к самому себе: «Что же я исказил из того, что было предназначено мне для превращения меня в строительный камушек, пригодный и полезный в огромной структуре Творения?» И в самом этом вопросе — начало пути к самопознанию.
Вступивший на этот путь скоро обнаружит правильное понимание своего ближнего, в котором, как и в нём самом живёт стремление к Светлым Высотам, к духовной родине.
Чем скорее эта устремлённость к Свету достигнет своей настоящей силы и размаха благодаря гармоничной совместной деятельности всех добрых человеческих духов, тем быстрее возникнет на Земле отблеск райской красоты, которой до сих пор так злоупотребляли.

(из книги «Странник по мирам», пер. с нем.)