Горькая обида

Горькая обидаЭтому чувству подвержены очень многие люди. И сохраняться оно может долгие годы, иногда продолжаясь всю жизнь. Что же это за чувство и почему оно возникает?
Каждый переживает обиду по-своему. Один постоянно мысленно доказывает обидчику, что тот не прав, приводя всё новые и новые аргументы, и делится этими доводами со своими знакомыми, жалуясь на него. Другой, наоборот, таит обиду глубоко в сердце, редко возвращаясь к ней в мыслях, но каждый раз при упоминании об обидчике его с головой накрывает волна неприязни. Такой человек реже говорит о своём чувстве вслух, но если уж до этого дойдёт, то выливает всё, что наболело.
Суть обиды состоит обычно в явном недовольстве или даже возмущении каким-либо поступком другого человека по отношению к нам. Обижаются чаще всего на хороших знакомых, друзей или родственников. Причём вызвать обиду может как вольный, так и невольный поступок. Например, близкий человек забыл поздравить нас с днём рождения. Далеко не всегда такая обида будет высказана вслух, разве что косвенно. Но если обидевший сам вспомнит об этом и повинится, то чувство притупится, а со временем может исчезнуть. Если же поступок, возмутивший нас, совершён сознательно, то нанесённая им рана больнее и заживает дольше.
Но самые стойкие обиды появляются при разногласиях бывших единомышленников в духовных вопросах. Чаще всего они приводят к разрыву отношений. Заметим, что разрыв в этом случае может произойти и без обиды — что вполне нормально. Люди просто сознают, что их пути разошлись, признавая, тем не менее, за другим человеком право идти своим путём.
Речь здесь, таким образом, о разных мнениях. Кажется, чего проще: сколько людей, столько и мнений, однако именно расхождение во взглядах может вызвать наиболее глубокую обиду. Ведь сближение людей на духовной почве предполагает, что они считают друг друга истинно верующими, стремящимися жить по Высшим законам — Законам Бога, а значит, неспособными на дурные поступки. Зачастую не учитывается, что дело всего лишь в разном понимании каких-то вопросов. Например, один считает, что нужно во что бы то ни стало привлекать в «общину» новых членов, а другой убеждён, что люди должны приходить только добровольно, и осуждает «навязывающего». Несмотря на добрые намерения обоих, разногласия могут перерасти в настоящий конфликт.
Похожая ситуация может возникнуть, если человек считает себя предназначенным для исполнения некой духовной миссии, а другие не хотят этого признавать. Обиды подобного рода часто приводят к односторонней либо даже обоюдной неприязни. Может дойти до того, что спорщики станут врагами, хотя для людей, искренне задумывающихся над духовными вопросами, это и выглядит довольно странно.
Резюмируя, скажем, что обида не духовное чувство. Строго говоря, она вообще не имеет права на существование, ведь основывается она обычно на наших неоправдавшихся ожиданиях. Но человек, стремящийся к духовному развитию, должен понимать, что он не вправе требовать от других делать что-то для него или придерживаться одного с ним мнения. Да, надеяться на это вполне допустимо, но всегда и сердцем, и разумом признавая право другого на своё собственное решение, в том числе
и не совпадающее с нашим. Нас может огорчить ошибочный (или кажущийся таковым) поступок другого, но он ни в коем случае не должен вызывать неприязни, даже если при этом и не сбылись наши чаяния и надежды. Лучше всегда помнить о том, что и наши ближние, и мы сами движемся по пути духовного совершенствования, которого ещё далеко не достигли. А это значит, что мы делаем ошибки, из последствий которых можем и должны извлекать уроки. Главное, чтобы за этими ошибками не скрывалось недобрых намерений, ибо тогда это будут уже не ошибки, а явные грехи, влекущие за собой совсем другие последствия.
Но даже и в этом случае не следует держать обиду: она может тянуть человека только вниз, никогда не принося духовной пользы. Мы имеем право бороться, если с нами поступили неправедно, но сами, как сказано в Послании Граля, не должны при этом сходить с почвы справедливости. Если же мы не видим возможности восстановить справедливость, то лучше забыть об этом и искренне простить обидчика. При этом мы разорвём ту связь, которая возникнет в результате неправедного поступка. С нашим прощением грех будет прощён и Богом. Если же обидчик имеет склонность к пороку, то ему так и так придётся её изживать. Но мы при этом избавимся от необходимости пересечения нитей наших судеб в этой или в последующей жизни. У всех нас и без того немало проблем. Зачем сознательно добавлять их себе бессмысленными обидами?!