Свобода

СвободаСвобода… Сколько написано, сколько сказано о ней людьми. А сколько пролито крови во имя её. Да и сегодня это можно наблюдать в мире, где происходят беспорядки, свергаются правительства. Везде среди многих выдвигаемых требований звучит и требование свободы.
А вот спросишь человека, одного, другого, третьего, что означает для них свобода, — и услышишь разные ответы, у каждого свой. К примеру, Авраам Линкольн высказался по этому поводу так: «Овца и волк по-разному понимают слово “свобода“, в этом суть разногласий».
Тогда возникает вопрос: к какому же единству можно прийти, если разброс мнений столь очевиден? Свергая одного лидера, обвиняя его в ущемлении свободы, ставят другого. Новый избранник удовлетворяет одну часть народа и её понимание свободы, при этом другая часть остаётся неудовлетворённой: её надежды не сбылись. Тогда уже эта часть требует отставки лидера. Круг замыкается.
Нечто подобное можно наблюдать и в местах лишения свободы. Человек стремится «на волю», все мысли о ней, «долгожданной». Хочет освободиться по УДО*. Спрашиваешь: а что там будешь делать? Почти всем хочется того, чего лишены были за решёткой: алкоголя, наркотиков, женщин, денег, машин, красивой жизни. И как можно быстрее удовлетворить аппетит, наверстать упущенное. Именно так понимают свободу многие. Но к счастью, не все.
Бывает и по-другому. Вышел человек на свободу, получил то, о чём мечтал, насытился этим. Но дальше не пошёл, хватило здравого смысла остановиться, не увлекло это течение его в пропасть. Оглядывается он и понимает, что по-прежнему несвободен. Раздвинулись только пределы внешней свободы, а внутренние оковы — вот они, никуда не исчезли. Такой человек продолжает поиск. И задаётся вопросом, а в том ли направлении он ищет и правильно ли понимает значение слова «свобода».
Думаю, ответ лежит на поверхности. Не нужно добывать свободу извне. Прежде всего человек должен освободиться от дурных привычек, склонностей, предубеждений. Свобода внутри нас, если мы её правильно раскроем.
Сенека выразился так: «Повиновение Богу есть свобода». А это значит жить по заповедям, следуя Божьей Воле, которая вплетена в законы Творения и природы. И наш долг — постичь эти законы и просто жить по ним, не мудрствуя. Другого пути у нас нет.
Ведь наши так называемые слабости делают нас несвободными. Мы зависим от них — не только настроение, но и вся наша жизнь. Мы работаем, зарабатываем деньги, часть которых идёт именно на удовлетворение пагубных привычек и нездоровых наклонностей. Лишь преодолев свои страсти, мы станем свободными, и потому мы должны быть ответственны за свои мысли, слова, поступки, мы должны отказаться от предрассудков нашего времени. Это, конечно, нелегко. Но я думаю, стоит постараться, чтобы ощутить себя свободным человеком. Свободно мыслящим, а не объектом чьих-то манипуляций.

Эдуард САЛИМОВ

*Условно-досрочное освобождение (ред.)


Из Послания Граля

Если бы вы смогли хоть раз узреть, как непоколебимая Справедливость Всесвятой Воли Божьей неуклонно вершится в самодвижущихся Законах этого Творения за каждое таящееся в вас помышление, то вы всеми силами стремились бы поступать так, чтобы сохранить чистоту ваших помыслов!
И только тогда вы станете теми людьми, которых Творец в Своём Творении милостиво желает вести к познанию, что наградит их вечностью и позволит им стать помощниками в Творении, достойными принять высокие милости, предназначенные духу человеческому с тем, чтобы, преобразовав, сообщить их в радости и благодарности тем его созданиям, что способны принять их лишь в преображённом человеком виде; ныне эти создания кощунственно оторваны от них вследствие упадка человеческого духа, а ведь они смогли возникнуть во времена более чистой и высоко парящей человечности. <…>
Это не трудно, даже гораздо легче всех остальных попыток, если только вы позволите воцариться бесхитростности, которую не в состоянии одолеть рассудочное самомнение, уповающее на собственное умение и собственные силы. Станьте бездумными, предоставив вашему порыву свободно устремиться к благородному и доброму; и тогда вы заложите ту основу мышления, которая исходит из воления вашего духа; возникшее же на этой основе вы можете спокойно предоставить работе рассудка для реализации в сaмой плотной Грубой вещественности. Ничего неправедного отсюда не произойдёт.
Отбросьте подальше все терзания, порождённые вашими рассуждениями; положитесь вместо этого на свой дух, который сам отыщет правильный путь, если только вы сами не замуровали его. Стать духовно свободными не означает ничего иного, как как позволить сущему в вас духу идти своим путём! Тогда он просто не сможет иначе, кроме как устремиться к высотам, ибо сама его природа влечёт его непременно ввысь. До сих пор вы сдерживали его, не давая развиваться; этим вы мешали ему воспарить, связав крылья.

Абдрушин (т. I, гл. 12)