Логотерапия

ЛоготерапияМедицинская помощь душе

«Ещё никогда в истории не было зафиксировано такого быстрого развития медицины, как сегодня. Ещё никогда люди не жили так долго, как сегодня. Ещё никогда медицина не была способна так эффективно бороться с болью и страхом, как сегодня. И всё-таки люди по-прежнему недовольны!»
В логотерапии (от греческого Logos — слово и terapia — забота, уход, лечение) и её основателе Викторе Эммануиле Франкле (1905–1997) знаменательным является то, что своё учение о смысле жизни этот еврейский врач и учёный разработал в концентрационном лагере Освенциме, среди газовых камер и невообразимых страданий. Признанный специалист неврологического отделения в Вене уже имел разрешение на выезд в США, чтобы избежать фашистского уничтожения. Но он решил остаться: «Могу ли я бросить своих родителей на произвол судьбы? Или же моя моральная обязанность разделить судьбу с ними?» Однажды, придя домой, он увидел на столе кусок мрамора. Отец сказал, что нашёл его на руинах синагоги. На этом куске мрамора были написаны фрагменты четвёртой заповеди Бога. В тот момент он точно знал, что не покинет Австрию.

ТВОРЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ

Его отец и мать умерли, а в лагере он сам никогда не знал, гонят его на работу или же в газовую камеру. Он размышлял: «Если бы мне кто-то стопроцентно гарантировал, что не выживу, я ощущал бы себя ответственным, чтобы сделать всё возможное для выживания». В то время он создал модель мышления, которую позже назвал «эвристическим оптимизмом» (ориентация на успех) и которая звучит так: «Давайте попытаемся и увидим, что из этого выйдет». Однажды, когда его вызвали в гестапо, он должен был раздеться перед тиранами донага. В этот момент в нём возникла мысль, составившая впоследствии суть его учения: «Есть нечто, чего никто не может у меня отнять, — это моя свобода решать, как реагировать на то, что кто-то делает со мной. И когда меня лишают физической свободы, никто не может отнять у меня свободы духовной — иметь свой взгляд, внутреннюю позицию, и это то, что действительно имеет значение».
Логотерапия основана на помощи и лечении посредством постижения смысла. Предпосылкой к этому является право выбора и готовность к нему, то есть свобода воли в принятии решения. Кто её сохранил, тот может найти смысл в любой ситуации. Виктор Франкл нашёл смысл жизни в концлагере в том, что помогал другим заключённым найти смысл их жизни в трагических ситуациях.

ПОИСК СМЫСЛА

Типичный пациент сегодня страдает прежде всего от ощущения бессмысленности своей жизни. Извечные вопросы «В чём смысл жизни? бытия? страдания? смерти?» хранятся глубоко в человеческом подсознании и при столкновениях с жизнью — не только в плохих ситуациях, которых не избежать никому из нас, — «ожидают» ответа. И то, как человек переживает болезнь или неизбежность смерти, зависит от его взгляда на жизнь: как на дар и задачу или как на вопрос личного мнения, решение которого отражает степень его личной свободы. В настоящее время преобладает утилитарный способ мышления, согласно которому стимулом человеческой деятельности является извлечение личной выгоды из всего. Не удивительно, что следствием этого становится одиночество и недовольство.
Стремясь заглушить эти чувства, человек нередко развивает кипучую деятельность, которая подавляет естественные угрызения совести, и в конце концов на подобного рода переживания уже не остаётся времени. Ощущение бессмысленности жизни может стать для кого-то настолько разрушительным, что вызовет невроз, который рано или поздно наблюдается почти у каждого человека. И когда проявляются его типичные симптомы, — тревога, страх, беспокойство, — в своей основе они указывают на конфликт совести, на столкновение ценностей вследствие жёсткой концентрации внимания на себя. И потому ни один терапевт не может лечить фобии, неврозы, предрассудки или враждебность так, чтобы освободить от них пациента. Но он в состоянии помочь пациенту увидеть ситуацию в более широкой перспективе и направить его к поиску её смысла, который в тяжкой нужде легче постигнуть.
Согласно Франклу, мы добиваемся духовного познания у пациента и стремимся указать на ответственность самого бытия, которую логотерапия считает основной характеристикой человеческого существования. Это означает привести человека к осознанию личной ответственности за осуществление смысла своей жизни в любой момент. Потому что человек ответствен за реализацию этого смысла. И то, как пациент понимает свою ответственность, зависит от того, какие ценности он исповедует.
В вопросе о смысле жизни речь идёт о том, чтобы понять феномен веры. Не так, как многие верующие, то есть принять положительную установку: «Я верю в смысл жизни, верю, что жизнь имеет смысл в любой ситуации», но через осмысление пациентом тех философских вопросов, которые его занимают. Врач не может снять с пациента чувство ответственности или взять её на себя, он не вправе предвосхищать решение или навязывать больному своё мнение. Задача логотерапии — подвести пациента к той точке, где он самостоятельно и с сознанием личной ответственности проникнется собственной задачей и уникальностью смысла своей жизни. Другими словами, привести его к пониманию и принятию ответственности за своё мировоззрение.
Логотерапия учит пациента, с одной стороны, мобилизации своих духовных сил против ударов судьбы, с другой — смирению перед судьбой.
Врачи должны ещё и утешить душу. Это задача не только священника, но и каждого практикующего врача. Слова пророка Исайи тысячелетней давности: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш» (40:1) — имеют значение и сегодня, и адресованы также врачам. Решимость вынести страдания свидетельствует о высочайшей возможности найти смысл. Эта возможность может быть последней помощью, и именно поэтому в ней не может быть отказано никому.

(из журнала ”Svet Gralu”, пер. с чешс.)

115-8-2

«Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает.
Но если вы перенесёте своё внимание на другие вещи, оно придёт и тихонько сядет вам на плечо.»
Виктор ФРАНКЛ