Ледяная игра разума

Ледяная игра разумаКак сложить слово «ВЕЧНОСТЬ»
Мудрость сказки Андерсена «Снежная королева»

Сюжет сказки Ганса Христиана Андерсена всем хорошо известен. Ещё в советское время по её мотивам был сделан мультфильм, образы которого всплывают теперь в памяти многих, когда речь заходит о сказке «Снежная королева». Однако, как это часто бывает, благодаря экранизации произведение не только получило дополнительный широкий доступ к душам многих детей и взрослых, что само по себе замечательно, но, к сожалению, при этом и нечто утратило. Вот на этом утраченном мы и остановим здесь своё внимание.
Необычна уже сама композиция: «Сказка в семи рассказах» — таков подзаголовок «Снежной королевы». И это, видимо, не является случайностью, произволом автора, а указывает на источник мудрости, из которого в самоуглублении довелось почерпнуть образы для своего произведения Гансу Христиану.
«Зеркало и его осколки» — так называется рассказ первый. В нём повествуется о происхождении зеркала, осколки которого, попав Каю в глаз и проникнув в сердце, стали причиной горестных перемен, произошедших с мальчиком: «Так вот, жил-был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже. Прелестнейшие ландшафты выглядели в нём варёным шпинатом, а лучшие из людей — уродами, или казалось, что они стоят кверху ногами…»
Дьявол остался доволен своим изобретением, потому что «добрая, благочестивая человеческая мысль отражалась в зеркале невообразимой гримасой». У этого дьявола была своя школа, ученики которой очень радовались зеркалу. Потом им захотелось «посмеяться над ангелами и самим Творцом». Они стали поднимать зеркало выше и выше, но не удержали — оно кривлялось всё сильнее и сильнее, в конце концов вырвалось у них из рук, полетело вниз и разбилось вдребезги — на великое множество осколков. Человек, которому осколок попадал в глаз, «начинал видеть всё навыворот». «Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда». Именно это и произошло с мальчиком Каем.
Что же скрывается за этим кривляющимся зеркалом, изобретением дьявола? Не что иное, как гипертрофированно развитый человеческий рассудок. Из Послания Граля известно, что именно чрезмерное развитие рассудка по коварному совету Люцифера-искусителя, падшего ангела, и явилось для человечества самым страшным злом, ведущим людей к духовной смерти. И люди, у которых рассудочная деятельность стала доминировать над велениями сердца, начинали действительно «видеть всё навыворот», искажённо, ибо не могли уже понять и познать внеземное. Они утратили способность к этому, перестав слушаться ощущения, голоса своего духа, или, другими словами, голоса своего сердца (в земном человеке голос духа, ощущение, проявляется в области солнечного сплетения, и именно на эту взаимосвязь указывает выражение «голос сердца») — у них «сердце превращалось в кусок льда».
Так в человечестве появились материалисты, то есть те, кто сделал рассудок своим идолом, полностью покорившись ему, пренебрегая при этом своей способностью к тонкому ощущению, к восприятию духовного. По их понятиям, человек, не привязанный столь сильно к рассудку и способный воспринимать внеземное, духовное, является ненормальным, «уродом», стоящим «кверху ногами». На самом деле, конечно же, уродами являются как раз люди рассудка: именно они всё переворачивают «кверху ногами», видят «всё навыворот», ибо не способны познать возвышенную надо всем земным и материальным вечную Истину. А ведь только познание Истины даёт правильный взгляд на вещи! Таково изобретение дьявола (дьявол означает «клеветник»), которым он хочет погубить человечество, — показанное Андерсеном в образе кривляющегося зеркала!
Образ зеркала в сказке возникает ещё раз при описании чертогов Снежной королевы: «Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замёрзшее озеро. Лёд треснул на нём на тысячи кусков, ровных и правильных на диво. Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нём она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по её мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире».
Так образно Андерсеном показана утвердившаяся в человечестве власть Люцифера, который правит людьми, опираясь на разум. Здесь под разумом понимается рассудок-ум.
Ледяная игра разумаПоэтому вовсе не случайность, что Кай, на которого так подействовали чары Снежной королевы, был особо умным мальчиком и способным учеником. Он знал «все четыре действия математики, да ещё с дробями», а также «сколько в каждой стране квадратных миль и жителей». Оказавшись в плену у Снежной королевы, он «складывал разные затейливые фигуры из льдин», и это называлось «ледяной игрой разума». В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первостепенной важности. Это происходило оттого, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала! Кай складывал из льдин и целые слова, но никак не мог сложить то, которое ему особенно хотелось, — слово «вечность». Снежная королева пообещала ему: «Если ты сложишь это слово, то будешь сам себе господин…» Но у него никак не получалось. И не удивительно, скажем мы, ведь рассудок-ум является всего лишь продуктом деятельности преходящего мозга и по своей природе просто не способен выйти за пределы всего земного, чтобы познать вечность. Вечность познать может только дух, то есть познание вечности связано с «сердцем» человека (с нашей способностью к ощущению), которое у Кая стало уже «куском льда».
Вырваться из этого заколдованного круга помогает Каю самоотверженная любовь — бесценный дар, которым в высшей степени наделена Герда. Ведомая этой любовью и поддерживаемая Высшими силами в молитве «Отче наш», Герда смогла босиком приблизиться к ледяным чертогам, выдержав натиск войск Снежной королевы.
Любовь сотворила чудо. Она растопила ледяное сердце Кая, разрушив чары Снежной королевы, и вернула ему способность вновь ощущать любовь и любить самому: «Да, радость была такая, что даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись
и составили то самое слово, которое задала сложить Каю Снежная королева; сложив его, он смог сделаться сам себе господином…»
Так в сказке показано, что только любовь, сильнее которой нет ничего на свете, способна распахнуть врата в вечность. Тогда и рассудок наш покорится велениям сердца! Ведь только живая связь с вечностью, с Богом, Который Сам есть Любовь, даёт нам силы преодолеть все соблазны Люцифера. Тогда мы сможем, наконец, устремиться на свою духовную родину — в вечно юное Царство Духа, Света и Радости, лежащее высоко надо всем материальным. Причём дорогу к нему прокладывает обладающая способностью к более тонким и глубоким ощущениям женственность!
«Мужчина никогда не сможет обладать такой способностью проникновения. Со свойственной женщине нежностью ощущений она первой и полностью воспринимает неслышные проявления незримой силы, действующей по Воле Творца во Вселенной. Мужчина воспринимает эту силу только частично и воплощает её в деяние.
И так же, как незрима людям животворная Сила Творца, что поддерживает, питает и направляет всю Вселенную, такова же по Воле Творца ткань истинной женственности; для этого женщина создана, в этом заключается её высокая, чистая, чудесная цель!»
(Послание Граля, т. 1, гл. 22)