Красота языка

Красота языкаНе каждый из нас может проявить себя в области какого-либо искусства: рисовать, петь, играть на музыкальном инструменте… Однако есть одно искусство, в котором проявляет себя каждый. Это родная речь. Изо дня в день человек использует язык как вид прикладного искусства — искусства из всех наиболее полезного.

Мы крайне редко в полной мере осознаём, какое значение имеет это давно ставшее обыденным явление. Между тем язык оказывает далеко идущее воздействие.

Язык — средство общения?

На первый взгляд язык — это важнейшее средство общения между людьми. Но не только. Психологи обнаружили, что при общении язык составляет только семь процентов коммуникативных средств, остальное — это «язык тела» (мимика, жесты, позы), интонация разговора. Действительно, каждый из нас переживал ситуации, когда с первой минуты было понятно: у собеседника что-то не так, его слова скрывают нечто (возможно, только плохое настроение), что ему хотелось бы от нас утаить.
Однако и эти семь процентов имеют большое значение. Выбор слов, манера разговора, ритм речи с головой выдают нас нашим ближним, «сообщая» не только о том, о чём мы хотели рассказать, но и о том, что мы собой представляем, какова наша природа, культура, намерения, насколько определённы и ясны наши мысли и чувства. И ещё один важный момент: пользуясь языком, мы тем самым вносим собственный вклад в уровень жизни своего окружения и своего народа.
От поколения к поколению сокращаются богатства языка, скудеют средства его выразительности. В основном это наблюдается у молодёжи, неуверенной в своей грамматике, не владеющей интонацией речи. Это является следствием обеднения внутренней жизни человека и в свою очередь отрицательно влияет на его «ближний круг», тогда как богатая речь, напротив, способствует росту собственного духа носителя языка
и развивает его окружение.
Огромное удовольствие говорить с человеком, обладающим ясным мышлением и большим словарным запасом. И эта сила есть в каждом из нас, для неё не нужно специального обучения. Ключом здесь является облагораживание собственной личности, своего внутреннего существа и сознательное странствие по жизни. Действие силы произнесённого слова не заканчивается на разговоре с другим человеком, но простирается гораздо дальше.

В начале было Слово

Так сказано в Евангелии от Иоанна. Некий отблеск этого великого Слова угадывается и в человеческом языке, который мы получили в качестве дара — дара не только для общения, но и для формирования своей жизни, своей судьбы на Земле. Наши слова являются выражением нашей собственной воли.
В истоке каждого нашего поступка всегда пребывают ощущения: ощущение решения и ощущение намерения. Например, мы решили уладить конфликт с коллегой по работе. Это ощущаемое решение приводит в движение энергию, пронизывающую Вселенную, фокусирует её в определённом направлении в соответствии с нашим желанием. Наша решимость начинает возрастать, получая подкрепление от других однородных решений подобных нам людей. Мы осознаём недостаточность только критической позиции, внутри нас возникают представления о взаимопонимании, сочувствии, терпимости, прощении.
Вслед за ощущением в движение приходит мышление. Мы начинаем ясно понимать, в чём ошибки оппонента и наши собственные. Мысли нам подсказывают, что необходимо предпринять и сказать уже завтра, а что оставить на потом. И мы при этом мысленно «привносим в мир нечто», что, проникая в наше окружение, действует дальше в соответствии со своим направлением и силой. Мы ещё не брали в руки телефон, а в нашем мыслительном окружении уже есть наши сгустившиеся идеи, наши намерения. И даже если мы с коллегой по какой-то причине уже никогда не встретимся и не получим шанс осуществить своё намерение, наши мысли уже действуют и приносят свои плоды. В обратном действии они влияют и на нас, способствуя развязыванию наших кармических узлов и делая светлее нашу дальнейшую жизнь, так же как и нашему коллеге они помогают в его познании и исправлении ошибок.
За мыслями настаёт черёд слов, посредством которых мы даём выход своему намерению и своим взглядам. Слова плотнее, чем мысли, но действуют аналогичным образом: ими мы тоже «привносим в мир нечто». Слова воздействуют не только на тех, с кем мы разговариваем, но и на тех, кто их не слышит и с нами не знаком, проникая в наше окружение и выражая нашу волю, взгляды, намерения. Даже те слова, которые мы произносим наедине с собой, проникают (если они имеют внутренний заряд)
в наше окружение и своей силой способствуют его просветлению или, наоборот, омрачают и уплотняют его. Таким образом, слова содержат творческую силу, формируя тонкие слои вещественности вокруг нас, меняя, словно это пластилин, их цвет и плотность уже только тем, что были сказаны или написаны.
Эту цепь завершает поступок.

Язык катится под уклон?

Родной язык нам достался от наших предков как наследство, вверенное нам имущество. Однако сегодня мы часто наблюдаем, как язык приходит в упадок: телевидение старается своим языком приблизиться к среднему человеку; многие политики составляют свои выступления из общих фраз, вместо того чтобы сказать что-то конкретное; учёные обволакивают действительность туманом сложных языковых конструкций, вместо того чтобы её объяснять. И постепенно некоторые слова и формы слов, прежде относимые лингвистами к просторечным или разговорным, современные словари начинают фиксировать как литературную норму. Потому что ими пользуется почти каждый…
Как мы воздействуем на язык, так и он воздействует на нас. Поверхностная манера речи воспитывает поверхностных людей, многословие делает людей неискренними. Каждое слово формирует действительность и влияет на того, кто его произнёс. Если мы будем думать о чём-то печальном — печаль поселится в наших душах; если будем постоянно говорить о проблемах, несправедливости и испорченном мире — хорошее настроение будет обходить нас стороной. Но если мы изменим способ самовыражения — что-то изменится и в нашей жизни.
Широко распространено мнение, что с упадком языка ничего нельзя поделать, если, конечно, мы не лингвисты, лекторы, политики или писатели. Однако вот что писал Джордж Оруэлл: «Дело в том, что этот процесс обратим. Современный язык, особенно письменный, полон дурных речений, которые распространяются из подражательства, но избежать их можно, если только взять на себя труд. Избавившись от них, можно мыслить яснее, а ясная мысль — первый шаг к политическому обновлению, так что борьба с плохим языком — не каприз и дело не одних лишь писателей. <…> Эта комбинация расплывчатостей и обыкновенной неумелости — самая заметная черта современной прозы, в особенности всех политических писаний». Язык — это сад, о котором мы должны заботиться, иначе он придёт в запустение. Мы не бессильны. И если в соседних садах процветают сорняки, то это значит, что мы должны прилагать больше усилий.
Одним из таких опасных языковых плевелов являются общие фразы, лишённые содержания, означающие только то, что говорящему нечего сказать или, и это случается чаще, что говорящий желает замаскировать действительность, то есть солгать. Они делают язык плоским и очень заразительны, потому что избавляют человека от необходимости думать. Карел Чапек говорил: «Фразу упрекают в том, что она портит язык и слог. Хотя это и верно, но воздействие её разрушительной силы гораздо шире. Фраза стирает грань между правдой и ложью. Если б не было фраз, не было бы и демагогии, не было бы публичного вранья и не так легко было бы делать политику, которая начинается риторикой, а кончается истреблением народов».

Если вы хотите что-то сделать для народа, сделайте что-то для своего способа выражения

Правильный способ выражения связан скорее с ясным мышлением и ощущением, чем со знанием правил. Тем не менее полезно познакомиться с несколькими принципами общения:
— излагать кратко и лаконично;Красота языка
— говорить правдиво;
— держать данное слово;
— не говорить о других ничего, что бы мы не могли сказать им в глаза;
— не говорить ради самого разговора;
— обязательно обдумывать то, что собираемся сказать;
— не копировать слепо метафору или образ, вычитанные в прессе или услышанные по телевизору;
— не пользоваться иностранными оборотами, научной терминологией или жаргоном, если можно найти им аналог в родном языке;
— отказаться от слов, которые можно опустить без искажения смысла сообщения.
Карл Чапек говорил: «Сделаете ли вы свой язык мелодичным и прекрасным, дадите ли ему звук колокола или бронзы, или сделаете его ясным и мудрым, гибким, вечным, лёгким, логичным или возвышенным — вы привьёте эти качества самой душе народа. Но если ваш язык тяжёлый, сбивчивый, бесформенный, изношенный и фальшивый, вы будете прокляты, потому что вы согрешили на духовном бытии народа».
 
(из журнала “Svet Gralu”, пер. с чешс., печ. с сокр.)