Ещё раз о любви

Ещё раз о любвиО любви сказано так много красивых и громких слов, что тема эта может показаться, конечно, интересной, но уж никак не злободневной. И всё же представление о любви
у подавляющего большинства людей весьма однобокое.

Так что же такое любовь, вернее, что под этим словом понимаем чаще всего мы, люди?
Вероятно, на первое место выйдет любовь между мужчиной и женщиной. При этом под любовью в большинстве случаев понимают физическое влечение. В русском языке даже появилось выражение «заниматься любовью». Обратим внимание: не любить, а именно заниматься! И далеко не каждому человеку это выражение режет ухо, многие снисходительно или понимающе улыбаются, хотя означает оно физическую близость между мужчиной и женщиной. Кто-то скажет: «Ну и что? Это ведь гораздо лучше, чем привычное “многоэтажное” определение». Да, пожалуй, если выбирать между плохим и очень плохим. Но неужели наш словарный запас так скуден и мы не в состоянии подобрать другие слова? Или нам просто необходимо принизить высокое и прекрасное понятие, чьё содержание отнюдь не сводится к одной физиологии? Кто спорит, любовь между мужчиной и женщиной — важная составляющая нашей жизни. Но за нею должны стоять уважение, желание помочь и защитить, стать лучше ради любимого человека, стремление к гармонии и многое другое. Конечно, значимым аккордом в этой гармонии на определённом жизненном этапе может быть и желание близости, но не оно должно быть определяющим. В противном случае любить могли бы и умели только относительно молодые люди, а преклонный возраст являлся бы непреодолимым препятствием для этого чувства. Но это далеко не так. В чём убеждает и многовековой опыт человечества. Как раз браки, заключённые из-за страсти, в подавляющем большинстве случаев оказывались недолговечными, быстро распадались либо превращались в формальное сожительство по привычке или необходимости.
На втором месте по частоте обсуждения, надо думать, стоит родительская любовь. О любви к родителям мы сегодня говорить не будем — увы, в большинстве случаев она бывает жёстко замешена на эгоизме. Итак, родительская любовь хотя и не столь широко «рекламируется», но является важным жизненным стержнем в человеческом обществе. К сожалению, и в этом вопросе не обошлось без искажений. Мы неправильно понимаем, кто такие наши дети на самом деле и какова наша задача по отношению к ним. Автор Послания Граля по этому поводу пишет: «В духовном плане ребёнок представляет собой законченную в себе личность! Кроме земного тела, необходимого как инструмент, чтобы действовать на этой грубо-вещественной Земле, к нему не переходит от родителей ровным счётом ничего. <…>
Тем не менее в момент зачатия родители принимают на себя обязательство присматривать за возведённым таким образом жилищем, поддерживая его в порядке до тех пор, пока вселившаяся в него душа не будет в состоянии содержать себя самостоятельно» (т. II, гл. 18).
Возразить здесь абсолютно нечего. Проявляя неуёмную любовь и предоставляя детям почти всё возможное без компенсации, мы порой наносим непоправимый вред не только им (чего уж никак не желали), но и самим себе. Во-первых, мы берём грех на душу, способствуя иждивенчеству своих детей; во-вторых, осложняем им дальнейшую жизнь, воспитывая в них несамостоятельность; а в-третьих, сами себе здесь, на Земле, готовим весьма незавидную участь в старости. Ведь привыкнув жить за наш счёт, великовозрастные «детки» вряд ли легко откажутся от «положенной им» родительской заботы и будут требовать её даже тогда, когда ни сил, ни возможностей у нас уже не останется.
Существуют и другие «виды» любви, как, например, любовь к Родине, любовь к природе, но это уже тема для отдельного разговора. К сожалению, в нашем обращении почти отсутствует такое понятие, как Любовь к Богу. О ней нередко говорится в священных книгах, в церковных проповедях, но многие люди воспринимают эти слова абстрактно. Мы хотим получать от Творца помощь, побаиваемся Его, готовы покоряться, когда сталкиваемся с чем-то неизбежным, но вот любить… А ведь Любовь к Богу — совершенно конкретное понятие и является для нас одним из важнейших. Господу не нужны наши страхи, рабская покорность, показное почитание. Честное служение каждого из нас на благо Его Творения «не корысти ради», а в благодарность за право на бытие могло бы стать проявлением нашей искренней любви к Творцу и одновременно действенной молитвой, способной защитить человечество от многих грядущих бед.