Что же вы ищете?

Введение в произведение Абд-ру-шина «В Свете Истины»

Что же вы ищете?Необозримое множество дающих советы

Сегодня с точки зрения доступности информации для нас созданы райские условия, по крайней мере в развитых демократических странах. Информационные средства, и не в последнюю очередь Интернет, предлагают нам огромное количество самых разнообразных сведений. Во всех практических земных вопросах, в том числе и касающихся жизни души, в нашем распоряжении оказываются тысячи советчиков. Эзотерическая литература описывает «простые» приёмы по устранению внутренних блокад, которые мешают развёртыванию наших, якобы божественных, сущностей. (Путь вроде бы многообещающий. Вот только приведёт ли он к цели?) Приверженцы традиционных религиозных взглядов могут свободно штудировать теологические сочинения. Казалось бы, всё это должно значительно облегчить поиск смысла жизни и доказательств существования Бога. А между тем не переживаем ли мы ныне отход от ценностей, обязательных для разумного сосуществования в социуме? Не грозит ли нам коллапсом во многих сферах наплыв эгоистических представлений о жизни, равнодушие к ближним, животным, природе и нашему жизненному пространству — Земле? Вся экологическая система, климат, хозяйство, финансы сегодня под угрозой разрушения. Заболеваемость, старение населения и душевная нестабильность катастрофически растут!
Будем же честны: наша душа постепенно удаляется от своего истока, от мира и гармонии, утрачивая при этом чувство защищённости и здорового равновесия. Раздоры в мире,
эксплуатация рабочих, напряжённость в семье и среди коллег… Наша душа голодает сильнее, чем когда-либо! И признание личной ответственности перед Богом могло бы проявиться в отстаивании этических жизненных принципов, в осознании подлинных ценностей, в отказе от эгоизма. Однако вместо этого мы проявляем «ответственность» в накоплении материальных благ и удовлетворении собственных нужд.
В итоге люди, особенно те, кто не утратил стремления к духовным поискам, переживают состояние безысходности. Лишь где-то в глубине их душ ещё теплится желание достойного существования в лучшем мире, томление по нему. Этот порыв к Свету, Истине и ясности ценен потому, что означает готовность открыться внутренне, проверить свои взгляды, стать более живым в духовном движении.
Но с чего же начать?

Путь без ложной учёности

Этот образ духовно-душевного состояния человечества описан уже в первом докладе Послания Граля. Там также поднимается важный вопрос о том, как и с чего можно начать поиск. Для сегодняшнего трезвого времени это несколько необычно, образно, но очень доходчиво:
«Что же вы ищете? Ответьте, что означает этот неистовый порыв? Подобно вихрю проносится он по свету, и лавина книг захлёстывает все народы. Учёные роются в древних письменах, ищут, терзаются вплоть до духовного истощения. Восстают пророки, предостерегают, предвещают... со всех сторон, как в лихорадке, вдруг хотят распространять новый свет!
Так буйствует наше время над растерянной душой человечества, не укрепляя и освежая, но опустошая, изнуряя, забирая те последние силы, что ещё сохранялись в ней, раздробленной во мраке современности.
И то тут, то там слышится шёпот, рокот нарастающего ожидания чего-то грядущего. Встревожен каждый нерв, напряжённый в неосознанном томлении. Всё бурлит и бушует, и надо всем простёрлось нечто мрачное и гнетущее, некая дурманящая пелена, чреватая бедствиями. И что же она с неизбежностью производит на свет? Смятение, малодушие и гибель, если только не отыщется сила, способная прорвать этот тёмный пласт, духовно объемлющий ныне весь земной шар. С вязкостью грязной трясины засасывает и топит он всякое воспаряющее светлое помышление прежде, чем оно набрало силу. <…>
Вопль же стремящихся к Свету — а в нём таится сила, способная пробиться сквозь всю эту муть, — отводится в сторону, чтобы сойти на нет у непроницаемых сводов, усердно возводимых именно теми, кто считает себя помогающими. Они подают камни вместо хлеба!
Загляните в их бесчисленные книги. Они лишь изнуряют дух человеческий, не оживляя! И в этом доказательство бесплодности всего того, что предлагается в них. Ибо изнуряющее дух не бывает истинным.
Хлеб духовный питает сам собой, Истина укрепляет, а Свет оживляет!
Простые люди не могут ведь не впасть в уныние от созерцания крепостных стен, воздвигнутых вокруг потустороннего мира так называемой духовной наукой. Кто из немудрых в состоянии понять учёные фразы, напичканные чуждыми оборотами речи? Неужели потусторонний мир доступен лишь духовно образованным?
И при этом ещё говорят о Боге! Неужели только в специально устроенной высшей школе можно достичь познания того, что есть Божество? К чему приводит эта мания, не основанная, как правило, ни на чём, кроме тщеславия?»
Эти слова указывают, что путь к познанию Бога, который мы, люди, выбирали до сих пор, уже непригоден. Если бы к Творцу вёл рассудочный путь, что было бы с многочисленными «простодушными» людьми, то есть с теми, чью сердечность и доброту мы явно ощущаем, но интеллектуально их не сможет обосновать никакая теологическая школа?
Так как же можем мы прийти к лучшему миру, к более благородному человечеству? Какая дорога ведёт к богопознанию?
Абд-ру-шин, автор книги «В Свете Истины», объясняет, что этого нельзя достичь на пути учёности:
«Путь к Высшему открыт для каждого! Врата учёности тут ни при чём! <…>
Судите сами. Как может постигаемая в поте лица наука привести к Божеству? И что есть знание вообще? Знание — это то, что может постичь мозг. Как ограничена, однако, способность нашего мозга к постижению, проявляющая себя исключительно в жёстких рамках пространства и времени. Ни вечность, ни чувство бесконечного непостижимы для человеческого мозга. Именно то, что неразрывно связано с Божеством. <…>
Итак, деятельность мозга, краеугольного камня и инструмента науки, весьма неполноценна, и ограниченность эта естественным образом распространяется на плоды его трудов, то есть на все отрасли научного знания. А посему наука вполне пригодна как нечто вторичное, используемое с целью лучшего понимания, классификации и отбора всего того, что она получает в готовом виде от предшествующей ей творческой силы. Она, однако же, неизбежно терпит крушение при попытке возвести себя саму в ранг руководителя или критика, и так будет до тех пор, пока она, как и прежде, будет чересчур тесно связана с рассудком, то есть со способностью мозга к постижению.
В силу этого человечество, стоящее на почве учёности, будет и впредь запутываться в частностях, в то время как великое, непостижимое целое заложено в каждом человеке как дар и любой вполне способен достичь чистейшего
и высшего, не утруждаясь в поте лица своего!»

Будьте как дети!

Однако где же тогда этот путь? Что необходимо сделать, чтобы приблизиться к Богу, Его Творению и Его Воле? Вопреки ожиданиям и надеждам многих верующих, которые для этого охотно используют понятие веры (искажённое!), это происходит не само по себе, а связано с условием, которое для нас, людей, очень удалённых от подлинной простоты и ясности, является высоким требованием, сформулированным ещё Иисусом Христом:
«Великий Мастер не зря призывает нас: “Будьте как дети!“
И тот, в ком жива твёрдая воля к добру, кто стремится к чистоте помышлений, — тот уже нашёл путь к Высшему! А всё прочее ему приложится. Для этого не требуется ни книг, ни духовных усилий, ни аскезы, ни уединения. Он обретёт здоровый дух в здоровом теле, избавившись от груза болезненного самокопания; ибо всё чрезмерное порочно. Будьте людьми, а не тепличными растениями — развиваясь односторонне, они гибнут от первого порыва ветра!
Пробудитесь! Оглянитесь! Вслушайтесь в себя! Только так перед вами откроется путь!»
…Человек, ищущий истину, должен в первую очередь размышлять сам, ведь наш стержень — дух — несёт «принцип Истины» в себе самом и может, если он свободен, различать правильное и ложное. Задача же каждого из нас состоит в том, чтобы освободить свой дух, свои ощущения от ложных представлений и понятий.
В высшей степени миротворческое обетование, которым завершается первый доклад Послания Граля «Что же вы ищете?», гласит:
«…Великий Провозвестник Истины Иисус Христос, воплощение Божественной Любви, не спрашивает о вероисповедании. Да и что представляют собой ныне вероисповедания как таковые? Путы, налагаемые на свободный дух человеческий, порабощение живущей в вас искры Божьей. Догмы, стремящиеся втиснуть деяние Творца и Его великую Любовь в сфабрикованные человеческим разумением формы, что означает принижение и систематическое обесценивание Божественного.
На всякого серьёзно ищущего эти методы действуют отталкивающе, так как в подобных условиях ему никогда не удастся ощутить в себе великую реальность, в силу чего его стремление к Истине становится все безнадёжнее и в конце концов он отчаивается в себе и в окружающем мире!
А посему — пробудитесь! Разрушьте стены догм в самих себе, сорвите с глаз повязку — и чистый Свет Высшего хлынет в них в первозданном виде. И тогда ваш дух воспарит в веселии, ощутив в ликовании всю полноту великой Любви Отца, не знающей пределов земного рассудка».
 
(из журнала “Grals Welt”, пер. с нем.)