Есть ли Бог в действительности?

Есть ли Бог в действительности?Вопрос о том, существует ли Бог вообще, — самый основополагающий жизненный вопрос. И хотя ныне, во времена самоуверенности и веры в науку, он ставится всё реже, тем не менее в конечном итоге ответ на него разрешит и последующие загадки нашего бытия.
Имеет ли жизнь глубинный смысл? Есть ли у нас, людей, определённые задачи? Направляется ли наша судьба и в целом всё Творение некой Высшей волей, Высшим разумом? И в самом деле, было бы хорошо быть уверенным в существовании Творца, Держателя Жизни, то есть не только верить в Него, а знать, что Бог есть. Но возможно ли это? Могут ли быть найдены неопровержимые доказательства? Есть ли надёжный путь к Богопознанию?
Когда мы говорим о Боге, то в действительности говорим только о наших представлениях о Всевышнем.
А они у отдельных людей сильно различаются, ведь нет всеобщего определения понятия «Бог», которое могло бы послужить масштабом для наших субъективных представлений. Если же мы будем искать доказательства существования Бога, то не сможем обойти рассмотрение этих представлений, ведь нам нужно выяснить, для чего мы ищем доказательства.

Является ли Бог личностью?
Согласно христианско-теистическим представлениям Бога Отца мыслят как старца с длинной бородой в пасторском одеянии, сверхземного и могущественного, с которым можно поговорить об обстоятельствах судьбы. Многим людям такой образ кажется наивным, и нынешнее усиление атеистических настроений вызвано в том числе и тем, что общество с критическими нравами не может или не хочет поверить в такого «очеловеченного Бога». В принципе это верно и соответствует велению времени — выбросить подобные представления за борт (не саму возможность контакта в молитве, а все мысли о Творце как о сверхчеловеке).
В Ветхом Завете есть заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху…» Этим предостережением в церковной истории часто пренебрегали. Может, оттого, что простому человеку было очень сложно поверить в нечто непредставимое, бессущностное и довериться такой Силе.
Однако за прошедшие века мы должны были созреть для понимания того, что Высшее сознание, всё созидающая и оживотворяющая Сила, которую мы именуем «Богом», находится высоко над человеческим и непозволительно представлять или описывать в притчах Его образ. Поэтому само собой разумеется, что вышеупомянутое представление о Боге Отце есть всего лишь вспомогательное средство, проясняющее характер «взаимоотношений» Бога и Его созданий.

Является ли Бог Всемогущим?
Согласно распространённому мнению, Бог всемогущ, то есть Божественное деяние якобы способно преодолевать законы природы. Чудеса Иисуса стоят в центре христианской веры, и признание их как удостоверения Божественных возможностей образует фундамент католической церкви и её «священных высказываний». Между тем ни одно из представлений не может быть менее достойным доверия, чем ассоциирование Божественного действия с ниспровержением законов природы.
Можно не сомневаться в том, что есть события (например, исцеления), кажущиеся нам чудесными, поскольку они в корне противоречат теперешним представлениям
о том, что является возможным. О возможностях воздействия духовной или даже Божественной силы мы вообще ничего не знаем. Но допустимо ли, чтобы Божественность проявлялась в ниспровержении законов природы?
Если исходить из того, что Творение есть деяние Божье, то и законы, которые определяют движение и развитие этого деяния, должны иметь свой исток в Боге. То есть законы природы и Законы Творения должны быть выражением Воли Бога и именно этим «обстоятельством» обусловлена их вечность, повсеместность действия, неизменность, вездесущность, совершенство и всемогущество. Следуя этой логике, остаётся признать, что любое изменение этих законов, любое ниспровержение было бы свидетельством их несовершенства. Бог вряд ли хотел бы того, что противоречило бы Его Воле.
Исаак Ньютон уже в XVII веке был убеждён: законы природы выражают «мысли Бога». И в XX столетии два виднейших мыслителя, Альберт Эйнштейн и Макс Планк, публично признали Бога, одновременно категорически отвергнув «чудеса природы». К сожалению, в сознании большинства верующих людей закрепилось именно ложное в своей основе представление о Божьем всемогуществе, тогда как в действительности содержание этого понятия одновременно и глубже, и гораздо проще. Это всё создавшая и предержащая Сила, проявляющаяся повсюду в неизменном действии закономерностей, которыми держится Творение.

Является ли Бог Всезнающим?
Многие верующие полагают, что Творец знает всё: и то, что когда-то случилось, и то, чему ещё предстоит произойти, а кроме того, мысли и внутренние побуждения каждого человека.
Идея «недремлющего ока», постоянного наблюдения соRis2 стороны Бога, который всё знает, замечает каждую неправедную мысль, каждое греховное побуждение души, чтобы соответственно наказать, входит в стандартный «идеологический набор» религиозного воспитания и хорошо приспособлена для того, чтобы сделать человека зависимым от «духовных предписаний» и тем самым лишить самостоятельности. Такое представление о Высшей силе, непрерывно взирающей и дающей оценку, и сегодня ещё укоренено в умах многих религиозных людей, являясь основой — порой не осознаваемой — для ощущения смирения по отношению к Богу, но также и для душевной подавленности. В итоге и это представление о Всезнании оказывается следствием ложной мысли, что Бог проявляет себя «по-человечески», но в превосходной степени.
В Послании Граля Абд-ру-шин однозначно и впечатляюще обосновывает, почему выражение истинного Божьего величия проявляется не в «мелком земном всезнайстве»,
а в Премудрости:
«Вы мните, что Божественная Премудрость должна “знать” все ваши человеческие помышления и ощущения. Это понятие требует или ожидает того, чтобы Божественная Премудрость неограниченно вникала в самое что ни на есть личностное, занималась мельчайшими подробностями мышления всякого индивидуума как здесь, на Земле, так и в иных мирах! При всей своей малости человеческий дух ожидает, что Божественная Премудрость будет понимать его, заботиться о нём, более того — печалиться о нём!
Такое всезнайство — не Премудрость! В своём величии Премудрость стоит намного выше этого. В Премудрости сокрыто Провидение!» (Т. 3, докл. 46).
Это разъяснение убедительно призывает нас к тому, чтобы мы воспринимали дарованную нам ответственность в её истинном содержании, а не пребывали в иллюзии, что Бог-де заботится о нас и ответственность за наше бытие лежит на Нём.
Фактически ложное представление о Премудрости ведёт в логический тупик, как и в случае понятия Всемогущества. Если бы Всевышний действительно знал всё, что было в прошлом и что произойдёт в будущем, то жизнь человека была бы предопределена и в ней не нашлось бы места для проявления свободы воли.
Однако у нас есть свобода в принятии решений, а тем самым и ответственность за то, что мы делаем. А посему нам предстоит на себе пережить последствия всех наших решений, поскольку и свободная воля может действовать только в рамках Законов Творения. Какое бы решение мы ни приняли, Закон Взаимодействия предоставит нам возможность самим собрать урожай от нашего посева. То есть для нашей судьбы имеется Провидение.
«Провидение есть Божественное действие, сокрытое в Божественной Премудрости. Премудрость же стала деянием в Божественных Законах этого Творения! Она покоится в Них, а стало быть, в Них покоится и Провидение, через Них Оно проявляется по отношению к людям. Итак, не думайте, что Премудрость Божья должна читать ваши мысли или знать, как обстоят ваши земные дела. Бог действует совсем по-иному, во Всеобъемлющем масштабе» (Т. 3, докл. 46).

Вмешивается ли Бог в Творение?
Тема личной ответственности ведёт к мысли, которая для многих верующих людей является абсолютно закономерной и никогда не ставилась под сомнение. Это мысль о том, что Бог постоянно вмешивается в жизнь людей и путём неустанной молитвы Его можно просить об исполнении того или иного своего желания. То есть, предельно огрубляя, можно сделать из Него личного слугу.
Но так ли это?
Мысль о том, что Бог по произволу вмешивается в мировые события и в наши судьбы, относится к непререкаемым основам человеческой веры и проявляется во многих формах. Перед битвой солдаты молятся о победе (и делают это обе противоборствующие стороны). Верующие люди освящают объекты или продукты, видя в этом своего рода залог будущего счастья и здоровья. Особо длинные молитвы и ритуалы должны свидетельствовать о богоугодной жизни, связанной с ожиданием получения от Бога пре-
имуществ перед другими, оберега и вознаграждения… 
Разумеется, здесь никоим образом не ставится под сомнение высокая ценность честной внутренней молитвы. То, что она даёт возможность путём внутренней собранности и душевного раскрытия получить силу и сообщить её другим людям, радостно испытывали многие. Но есть принципиальное различие в том, осознанно мы просим неподверженное влияниям Божественное Провидение о силе и помощи или же путём молитвы хотим уговорить Творца на осуществление наших чаяний.
В первом случае в молитве выражается смирение, а во втором в конечном итоге лишь высокомерие. Бог даровал нам свободу выбора, и Его же Воля укоренена в Законах Творения. Он не вмешивается по собственному произволу в мировые события и не устраняет в мгновение ока наши нужды. Тем не менее Он не оставил своё Творение, в любое время Он доступен для нас, и мы тем самым можем обрести силу и помощь.


(из журнала “GralsWelt”,
пер. с нем.)
Продолжение в следующем номере