Есть ли Бог в действительности?

*Окончание. Начало в «МГ» №2.

Обновлённый образ Бога
Рассмотренные выше постулаты хотя и ставят под вопросЕсть ли Бог в действительности? многие традиционные представления о вере, но позволяют выработать новый, независимый от времени, образ Бога. Этот образ не противоречит научным познаниям и потому не загоняет человека в тот тёмный угол, куда исследования ещё не проникли. И вместе с тем он, по моему мнению, передаёт великое, прекрасное и возвышенное представление о Божестве.
Итак, если Творец есть управляющее Творением Нечто Наивысшее, из которого в Любви произошла вся жизнь, которую оно поддерживает и которой способствует, то это нельзя понимать в человеческом плане. Однако есть ли какие-то доказательства Бытия Божьего?
По всей вероятности, нам не следует искать опровергающих все сомнения научных доказательств — по крайней мере, до тех пор, пока наука ограничена материальным миром. Ещё философ Эммануил Кант (1724–1804) в начале века «научных разъяснений» привёл простое заключение: поскольку Бог существует вне пространства и времени, наука не может делать о Нём никаких выводов. Она не может доказать, что Он есть или что Его нет. Однако при беспристрастном рассмотрении находятся впечатляющие доказательства Божьего присутствия в Творении.

Доказательства существования Бога


•Успешное стремление к познанию.
Прежде всего бросается в глаза один факт, который мы считаем само собой разумеющимся: нам, людям, удаётся шаг за шагом познавать порядок мироздания, то есть получать знания о закономерностях в Творении. Науке удаётся описывать комплексные взаимосвязи математическими формулами или переводить на свой язык библейские притчи. Но откуда у нас эта способность познавать и описывать мир? С биологической точки зрения такие успехи сознания, как исследование Законов Творения, изучение математики или образное постижение мира, едва ли объяснимы, поскольку здесь не просматривается непосредственная связь с борьбой за выживание. Австрлиец Пол Дэвис, профессор теоретической физики, сделал вывод, что «наше сознание основополагающим образом должно быть связано со структурой природного мира, его законами и частицами» (статья «Законы, которым подчинена Вселенная, — происходят ли они от Бога?»). Иначе говоря, мы вообще не могли бы познать Законы Творения, если бы эволюция сознания происходила случайным образом. Согласно Дэвису, «намного вероятнее глубокая связь между существованием Вселенной с её различными законами и нашим существованием как самостоятельно мыслящих сущностей». И эти нити нетрудно протянуть дальше. Если сознание и способность к познанию вплетены в Творение, то это доказывает, что и само Творение возникло не от одного лишь «энергетического события».

•Неизменность Законов Творения
.
И тот неоспоримый факт, что существуют основополагающие, повсеместно действующие законы, побуждает к размышлениям: почему это так? Почему существует всеобъемлющий порядок, который мы с помощью нашего сознания можем познавать и описывать? Откуда исходят законы природы?
Насколько мне известно, по этим вопросам нет современных научных высказываний. Исааку Ньютону в XVII веке казалось бесспорным, что порядок в природе, открытый и описанный им в своих исследованиях, должен иметь свой исток в Боге. Сегодня учёные едва ли поддержат этот очевидный вывод. Но почему, собственно? Ведь очень легко, например, обосновать, что порядок всегда связан с сознательной деятельностью. Там, где сознание не действует, тотчас же автоматически начинает возрастать беспорядок. В этом убеждает не только опыт ведения любого домашнего хозяйства. Это явление уже описано в физике как энтропия. Короче говоря, если нет никакого правдоподобного обоснования, что универсальные упорядочивающие принципы могли возникнуть сами по себе, то становится ясно, что и для законов природы должен существовать «законодатель» — Бог.

•Эволюция жизни.
Возникновение жизни на Земле (а в общем плане и возникновение Вселенной) было возможно только при совершенно определённых условиях. Тот мир, который мы знаем и осознанно переживаем, никогда не смог бы развиться при малейшем отклонении в действии законов природы. Очень трудно приписать точнейшие и тонкие определения, лежащие в основе эволюции, действию слепого случая. Гораздо правильнее признать — даже если многим учёным трудно согласиться с этой мыслью и они склоняются к другим теориям, — что за эволюцией стоит сознательная образующая Воля, целенаправленно ведущая от простых к более сложным формам и при этом всегда способствующая высоким достижениям сознания.
Даже возникновение космоса ясно указывает на Творческий акт. Ведь невозможно представить, что нечто возникло из ничего. Ничто не может развиваться или приобретать новые формы из абсолютной пустоты.

•Религиозное сознание.
Вера в Высшую реальность жила в человеческом обществе всегда.
И уже тысячелетия существуют монотеистические религии, которые исходят из того, что всё возникшее можно в конечном итоге свести к Богу-Творцу. В основе этих воззрений — религиозные опыты, которые более или менее глубоко погружали в потустороннюю действительность. Различные конфессии и догматы веры всегда появлялись лишь впоследствии.
Но разве имела бы вера для людей такое большое значение, если бы в первооснове не ощущалась высокая реальность? Разве мы в глубине своего сердца не знаем, что мы все — создания, и для нас, людей, нет большего блаженства, чем осознание своего Творца?

Дело сердца
Доказательства существования Бога многократны. Но в ответ на убедительные аргументы «за» противная сторона выдвигает свои аргументы и теории, которые так же малодоказательны, как и вера в Творца.
Можно было бы сейчас провести эксперимент (путём компьютерного моделирования. — Ред.), который дал бы расчётную вероятность действия Творца и Вседержателя. Несколько лет назад один из немецких научных журналов предпринял такую попытку и определил, что вероятность существования Творца равна 62 процентам, при этом в основу моделей были положены традиционные представления «Всемогущего, Премудрого, Вечного и Доброго Бога, который не только создал мир, но и активно в него вмешивается».
То, что «вероятность Бога» при таком моделировании явно высока, может удивить. Но при трезвом рассмотрении подобные расчёты в большей степени имеют ценность для обсуждения, чем для познания и утверждений.
В итоге знания о существовании Бога всегда оставались делом сердца — того духовного измерения нашего глубинного ядра, которое позволяет нам постичь порядок мироздания и тем самым предощутить Бога, поскольку… в нашем духе теплится глубокое томление, ищущее связи с духовным Светом. Ведь в качестве созидающе формирующего духовного стержня мы несём в себе искру божью, благодаря которой мы должны окончательно развиться, чтобы «стать отражением образа Божьего» (Послание Граля, т. II, гл. 68).

(из журнала “GralsWelt”,
пер. с нем.)