Не только в пост

В России начался Великий пост, и сейчас не только с амвонов церквей, но и с экранов телевизоров постоянно идут напоминания о необходимости ограничения в пище и усилении работы над собой, покаянии и молитвах. При этом иные священники даже «позволяют» съесть кусочек мяса, лишь бы «не есть человеков». Призывы эти в принципе не такие уж неправильные, но в некоторой степени всё же однобокие.
Да, безусловно, человек должен работать над собой, молиться Богу, при необходимости каяться. И вполне вероятно, что определённое воздержание тоже может пойти ему на пользу. Однако почему всё это должно происходить только в пост? Разве всё остальное время духовная работа не обязательна? Вопросы эти явно риторические, и каждый серьёзный человек знает на них ответы.
На ум тотчас приходит известная русская пословица «Не согрешишь — не покаешься». Она тоже вводит людей в заблуждение, потому что предполагает некую «полезную значимость» греха, после которого следует раскаяние. При этом «замалчивается» то обстоятельство, что церковные покаяния и отпущение грехов могут вообще не играть для человека никакой роли, а иногда даже способны ему навредить. Происходит подобное в том случае, когда человек верит, что совершённые им грехи уже прощены и он может в дальнейшем безбоязненно продолжать заботиться лишь о своей выгоде, главное — не забыть снова вовремя покаяться! Такой самообман, которому нередко (пусть даже невольно) способствуют священники, это по сути попытка «поторговаться» с Богом, то есть самое настоящее кощунство.
Давайте же будем помнить о том, что предпасхальные недели являются для нас дополнительным напоминанием о страданиях Христа и Его крестной смерти, которая сама по себе не принесла нам освобождения от грехов. Мы сами должны, постоянно изменяясь к лучшему, искупать их. При этом каждому из нас очень важно знать, что времени для духовного восхождения остаётся всё меньше, и если мы будем заботиться о своей душе лишь в дни поста, то наверстать упущенное нам вряд ли удастся.