Царство в нас

Выражение это употребляют часто. Говорят также: Царство Божие в нас.

Что эти слова действительно обозначают, оЦарство в насб этом у многих людей имеются лишь смутные представления, которые оставляют открытыми главные вопросы: каким образом Царство Божие пребывает в человеке? Всегда ли оно было в нас? Или оно приходит в человека позднее, возможно через Слово Божье?
«Царство в нас» тесно связано с законом круговорота, действие которого можно хорошо наблюдать в природе. Этому закону, который гласит, что всё возвращается к своему началу, подчиняется и человеческий дух. Но где же находится начало человеческого духа?
В Духовном царстве, которое мы называем раем человеческих духов или небесным царством. Там его начало, его истинная родина. Царство Божие. Высоко над Духовным царством находится Божественная сфера и Сам Бог в Своей бессущностности, для человеческих духов вечно недоступный и непостижимый. Человеческий дух не может поэтому нести в себе ничего божественного, ибо его начало находится ниже, в Духовном царстве. Он живёт там как бессознательное духовное семя, которое выталкивается из рая и опускается в лежащую ниже вещественность мироздания. Здесь дух просыпается до полного самоосознания и в своём естественном развитии возвращается в рай как осознавший себя, как «блудный сын», который нашёл дорогу в свою родную страну.
Ядро человека, которое, собственно, и составляет суть человека, — его дух — по роду своему есть то, что наличествует в Духовном царстве. Благодаря этому человек сам является частью Духовного царства и, будучи земным существом, несёт в себе это вечное начало, в то время как все оболочки, окружающие человеческий дух, преходящи.
Однажды фарисеи спросили Иисуса: «Когда придёт Царство Божие?» — и он ответил им: «Не придёт Царство Божие приметным образом; и не скажут: “Вот, оно здесь!” или “Вот, там!” Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20–21).

В последнем издании Виттенбергской Библии от 1545 года, вышедшей при жизни Лютера, было сказано: «Царствие Божие внутри вас есть».
В издании Библии 1916 года перевод Лютера ещё сохранялся, но позднее он был изменён в «Царствие Божие посреди вас». Обосновывалось это якобы неточной передачей первоначального текста и возражением, что Царство Божье не могло быть внутри фарисеев, поскольку они выступили против Иисуса.
Однако мы видели, что это всё же так, потому что дух, а вместе с ним и часть Царства Божиего, есть в каждом человеке. Только это «внутреннее царство» у одного погребено под дурными мыслями и поступками, а у другого слабое, неразвитое.
Знания того, что «царство небесное» внутри нас, совершенно недостаточно. Мы должны серьёзно, с величайшим усердием стараться ещё и сохранить нашу связь с родной светлой обителью. В этом нам помогает духовная сила, которая исходит из того же духовного начала и пронизывает Творение.
Дух наш нуждается в пище так же, как земное тело, чтобы иметь возможность достичь необходимого уровня сознания, которое только и делает его совершенным человеческим духом. Как земное тело не может обходиться без воды, так и духу нужна именно «вода жизни», духовная сила. Каждый человек, несомненно, уже ощущал её, когда сильное внутреннее потрясение, будь то глубокое страдание или большая радость, ослабляло крепость оболочек, окружающих дух. В те благословенные мгновения он чувствовал близость этой силы, которая едва ли осознаётся им в повседневной жизни.
С помощью этой духовной силы, способностей и дарований, заложенных в нём изначально благодаря его духовному происхождению, человек мог бы создать на земле состояние, подобное раю! Вместо этого он страдает сегодня от сильного самоотчуждения. Он стал чуждым своей собственной сути, своему духу, перестав осознавать, что имеет внутри себя духовное ядро.
Только постоянным добрым волением мы способны вновь разбудить это сознание. Так давайте же вслушаемся в себя, прислушаемся к внутреннему голосу и обратим внимание на каждый скромный, тихий порыв духа к прекрасному и благородному, на каждую боль за потерянные духовные ценности, на каждый безмолвный упрёк, что мы пока мало или вообще ничего не сделали, чтобы раскрыть до полного цветения дарования, данные нам Творцом.
Когда посреди мрака и печалей нас охватывает порой неописуемая тоска по ушедшим прекрасным вещам, по счастливым часам, пережитым раньше, по мягкому, задушевному настроению, как это бывает, возможно, в рождественский праздник, то обычно мы называем подобное состояние иностранным словом ностальгия! Но попробуйте хоть раз проверить в ощущении, не скрывается ли за всем этим неутолимое стремление подавленного духа покинуть землю и достичь вечной обители — Царства Божиего, самую малую часть которого мы носим в себе!
С пробуждением этого внутреннего стремления мы притягиваем всё больше светлых лучей из Вселенной, которые постепенно расслабляют и в конце концов совсем рассеивают тёмную оболочку, созданную нами самими, с тем чтобы дух на земле мог снова сиять, как однажды в дни юности человечества!


(из книги «Религиозные темы
в новом освещении»,
пер. с нем.)

 


День Святого Голубя

В Великом Свершеньи предвечного Света
Раскрылись засовы Божественных Врат —
И Слово Господне святейшим Заветом
Излилось во тьму как гремящий раскат.
Крестом полыхает чистейшее Пламя
И в Чаше рубиновой мощно кипит,
Струится в Творенье из Вечного Граля
Как Милость Творца — повеление «Быть!».
Александр ЛАДИК