Жизнь не чудо и не случайность

Жизнь не чудо и не случайностьПрав ли Дарвин?
Когда в 1859 году в Англии вышла книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов», она вызвала шок в научных, теологических и интеллектуальных кругах. До того времени история мира представлялась совершенно ясной: Земля была создана около семи тысяч лет назад за шесть дней — и точка, люди же, согласно первой главе Книги Бытия, вместе с другими организмами были непосредственно сотворены Богом в течение одной недели.
Дарвин разрушил эту стройную конструкцию. Он изложил теорию, согласно которой живой мир сформировался естественным путём: в «борьбе за существование» виды, приспособившиеся лучше других, выживали и размножались, из их потомков в результате естественного отбора снова «избирались» те, кому удавалось приспособиться лучше других, — и так до тех пор, пока не происходил качественный скачок — преобразование прежнего вида в новый. Доводы, собранные Дарвином для доказательства теории эволюции, были так основательны, что спустя пятнадцать лет после выхода работы научное сообщество было более или менее убеждено в факте эволюции.
Спустя двенадцать лет увидела свет ещё одна спорная работа Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», в которой утверждалась идея происхождения человека от обезьяны, точнее, идея общности предков человека и человекообразных обезьян.
Теория Дарвина вызвала бурю эмоций. На идее «выживания наиболее приспособленных особей» вырос расизм. Что же касается единомышленников Дарвина в среде учёных, то они допустили ошибки и даже пошли на обман, чтобы продемонстрировать действенность его теории. Например, поклонник Дарвина Э. Геккель сфальсифицировал рисунки позвоночника эмбриона позвоночных так, чтобы из них следовало, что позвоночные на ранней стадии проходили постепенно через все этапы развития. Эти рисунки внесли в учебники, и лишь недавно они были определены как «одна из величайших махинаций в биологии».
Однако теория Дарвина и без этого имеет слабые места. Согласно Дарвину, природа не делает скачков, изменения происходят постепенно. Отсюда вполне логично заключить, что из ящерицы может развиться крокодил в результате ряда последовательных небольших шагов. Между тем это не соответствует действительности: в найденных палеонтологами скелетах и окаменелостях до сих пор не было обнаружено ни одного межвидового ящера-крокодила — напротив, просматриваются только отдельные виды и резкие переходы между ними.
В этом контексте очень интересен период так называемого кембрийского эволюционного взрыва. На протяжении более чем трёх миллиардов лет, что соответствует шести седьмым продолжительности жизни на Земле, в океанах обитали только бактерии и примитивные водоросли. Однако внезапно, 530–550 миллионов лет назад, началось быстрое развитие организмов. В очень короткий период, за 10–20 миллионов лет, «вдруг» появились различные группы уже дифференцированных форм. Этот эволюционный скачок наука не может объяснить, но несомненно, что вызвать его могло лишь нечто чрезвычайное. Кембрийский взрыв заложил основы всех существующих растений и животных. От этого кембрийского разделения жизнь развивается строго по видам: беспозвоночные, рыбы, ящерицы, вплоть до млекопитающих.

Библия должна содержать Истину
Сторонники идеи сотворения мира, ортодоксальные креационисты*, утверждают, что Земля очень молода, её возраст составляет приблизительно шесть тысяч лет, человек вместе с другими организмами был непосредственно сотворён Богом и облик его с тех пор оставался неизменным. В короткой истории Земли произошёл Всемирный потоп, во время которого погибли все люди и все животные, за исключением тех, кто попал в Ноев ковчег. В найденных костях динозавров и других вымерших животных креационисты усматривают доказательства того всемирного наводнения. Никакого другого развития, по их мнению, уже не происходит и создание новых организмов закончилось шестым днём.
Умеренные креационисты признают, что возраст Земли около 4,6 миллиарда лет, однако настаивают на том, что все виды флоры и фауны, благодаря прямому Божьему вмешательству, возникли в их нынешнем виде. Некоторые признаки развития, такие как различные породы собак или голубей, они готовы объяснить эволюцией, но главные изменения связывают исключительно с Творцом.

Разумный замысел
Специфическая и очень примечательная группа креационистов выступает в интересах так называемого Разумного Замысла: эволюция, с их точки зрения, не может быть объяснена только физическими законами, к ним нужно добавить и Божественное вмешательство. Таким образом, эволюция существует, но Творец тщательно регулирует её направление редкими «толчками», и происходит это будто бы вне рамок известных законов или же — и это очень хорошая идея — в рамках законов.
Приверженцы Разумного Замысла являются верующими, однако буквалистское толкование Библии считают неприемлемым. Например, если Бог сотворил «светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью» (Быт. 1:16) только на четвёртый день — то как выглядели первые три дня и что понимать под словами «был вечер, и было утро: день первый»? В Книге Бытия (1:27) говорится, что Бог сотворил человека «как мужчину и женщину», но в следующей главе Адам вдруг оказывается в Раю один, а затем Господь Бог, наслав на него глубокий сон, создаёт «из ребра, взятого у человека, жену» и приводит её «к человеку» (Быт. 2:22). Биолог затем должен объяснить создание относительно крупной женщины из относительно небольшого ребра Адама. И если смерть приходит в Творение только с грехопадением Адама, была ли вся фауна до возникновения человека бессмертной? И т.д. и т.п.
Приверженцы Разумного Замысла не могут принять чистый дарвинизм. Биохимик Майкл Бихи в книге «Чёрный ящик Дарвина» обозначил ряд проблем, которые не решаются с помощью постепенного развития, управляемого только «выживанием наиболее приспособленных особей». Одна из них сформулирована как «несократимая сложность системы». Представьте себе мышеловку, точнее, её детали: дощечку, пружину, скобу, приманку. Если мы хотим сделать мышеловку, сообразуясь с теорией эволюции Дарвина, то есть методом проб и ошибок, с чего мы начнём? С пустой дощечки. В этом случае, чтобы поймать мышь, нужно будет лишить эту мышь возможности бегать… или же улучшить свойства мышеловки, добавив к дощечке пружину с помощью многочисленных незначительных последовательных изменений», на которых настаивал Дарвин. Но и тогда ловушка начнёт функционировать только в момент добавления последнего компонента. Иными словами, тот, кто создаёт мышеловку, должен нести в себе её идею, её законченный прообраз. И в биологии существует множество таких систем, которые становятся «дееспособными» только в момент «добавления последнего компонента».
На этом основании Майкл Бихи делает вывод: разумный план ясно выходит за рамки природы. Следствием является то, что Бихи назвал «управляемой эволюцией». Автор плана —  Бог — при этом может действовать в рамках природных законов, не нарушая их, но способами, которых мы, люди, не знаем.

(из журнала “Svet Gralu”,
пер. с чешс.)