Будда

БуддаМы начинаем публиковать малоизвестные истории жизни «провозвестников Истины» в кратком изложении.
Их учения, хотя нередко и в искажённой форме, и по сей день имеют влияние на миллионы людей. Основанием для нашей публикации послужила серия книг о «провозвестниках» Издательства Фонда Послания Граля, возникшая около семидесяти лет назад в связи с деятельностью Абд-ру-шина. Тогда особо призванным людям открылись духовные взаимосвязи прошедших событий и они изложили то, что увидели внутренним взором. Имена этих людей не указаны, поскольку они не считали себя авторами в общепринятом смысле. Открывшаяся их внутреннему зрению историческая картина дала возможность сконцентрированно описать те духовные взаимосвязи, которые позволяют распознать неизменность вечной Истины. Каждый раз она своевременно открывалась человечеству в форме, которая соответствовала уровню развития и культуре людей. В первой части серии описаны жизнь и деятельность двух великих посланцев Бога — Сиддхартхи Будды и Гаутамы Будды, живших в 6 веке до н.э. в Индии.

Воспринято вблизи Абд-ру-шина в силу особого дара одного из призванных к этому.

Провозвестники Истины. Из отзвеневших тысячелетий                                                   
Часть 1

Сиддхартха был князем одного государства на территории современной Индии; его дворец находился в предгорьях Гималаев, у подножия которых располагалась столица Капилавасту. Там с любимой женой Майей и двумя маленькими сыновьями Рахулой и Суддходаной он вёл беззаботную жизнь, занимаясь повседневными делами и наслаждаясь богатством. В то время как Майя, будучи верующей и благочестивой, посвящала много времени богам и благодаря этому всегда получала помощь, её супруг оставался более сдержанным в проявлении своих религиозных чувств. В глубине сердца он веровал, но не в богов, которые так много значили для его жены.
Но однажды семейное счастье закончилось. Сиддхартха с несколькими верными людьми уехал на охоту, с которой он больше не вернулся. На пути домой они были разбиты врагами, и пронзённый мечом, поверженный на землю князь боролся со смертью.
Между тем во дворце тоже произошли события, угрожавшие его семье. Майя давно предчувствовала недоброе и потому сильно волновалась. Её предчувствия оправдались: правитель враждебного соседнего государства ворвался во дворец, сжёг его дотла и захватил власть в стране. Светлым водительством, которое стало возможным благодаря вере, любви и доброте Майи, сама она вместе с сыновьями была спасена.
Но этого страдающий Сиддхартха не узнал. Он считал, что его близкие погибли. Лишённый блеска и княжеского достоинства, он остался один, и ничего больше не связывало его с бывшей родиной. В пыли деревенской улицы началась для него новая жизнь, которая привела к поискам Бога.

Прежде всего Сиддхартхе выпало жить как нищему и парии в самой нижней касте, отверженным всеми. Его путь был суров и полон лишений, но именно в этих жизненных обстоятельствах особенно усилилось в нём желание найти ответы на важнейшие вопросы. Почему он вообще ещё был жив? Какой смысл во всём происходящем? Внимательно стал он наблюдать за природой, и его внутреннее отношение ко всему, что его окружало, и в первую очередь к животным, изменилось. Сиддхартхе открылся доступ к природным сущностям, от которых он получил большую помощь.

В поте лица своего проходил Сиддхартха вверх касту за кастой, постоянно осознавая на своём пути сильное руководство. Он понял, что каждый «господин», у которого он был в услужении, мог помочь ему в раскрытии жизненно важных вопросов. И однажды Сиддхартха вступил в монастырь, где начал изучать веру брахманов. Теперь он часто вспоминал свою жену Майю, которая глубоко чувствовала эту веру. Тогда он лишь тихо подсмеивался над ней, а сейчас понял, каким глупцом он был.

Духовное учение, которое Сиддхартха постигал в монастыре, должно было подготовить его к дальнейшей деятельности среди людей. Оно открывало новые глубины в его поисках Бога. И в предчувствии этого он начал постигать Волю Творца, которую брахманы по мере сил воплощали в свою трудовую жизнь. Нравы и правила, определявшие повседневный быт монастырской школы, были созвучны тем знаниям, которые каждый учитель давал своим ученикам. При этом Сиддхартха сам понял, что наиболее чистые и способные учителя заботились о самых одарённых учениках.
Учитель Сиддхартхи сопровождал его в поисках Бога, предлагая целевые вопросы и задания до тех пор, пока не передал ему все знания брахманов. Тогда время обучения в монастырской школе для Сиддхартхи закончилось.

Снова странствовал он, постоянно укрепляясь через самоуглубление и переживание того, что приобрёл. И однажды под деревом ему открылось чудесное видение, которое определило его дальнейший путь. Он осознал свою будущую задачу. Она состояла в том, чтобы принести народу Индии знание о Едином Боге, Вечном, который стоит очень высоко над известными до сих пор «богами».
К этому времени вокруг Сиддхартхи собрались ученики, которые сопровождали его на отнюдь не лёгком пути. Внутренним ощущением он воспринимал своего духовного руководителя и всегда боролся за правильные решения в созидании, служить которому было ему поручено. Сиддхартха усиленно трудился над тем, чтобы никогда не позволять восторжествовать собственному своеволию. Так перед провозвестником, ведомым Светом, прошли годы, прежде чем он получил задачу основать на плато одного из гималайских отрогов город, посвящённый «Владыке всех миров». Этот город, Индрапрастха, должен был стать центром мудрости и учения, чистоты и стремления к Свету.
Сначала была создана школа, в которой Сиддхартха мог давать людям новое учение о Вечном; потом пришло время многих других созиданий. Ученики жили в монастыре бесплатно, заботясь в качестве воздаяния о доходах, которые просили как милостыню. Эти «просящие братья» были облачены в жёлтые одежды, и в долине их любили, так как они всегда и везде при малейшей возможности помогали людям. Всё это притягивало в школу и монастырь толпы народу. Так, в усердном творчестве, прошли годы. Бывшие «господа сельских улиц», на которых Сиддхартха начал свой путь, среди многих других паломников также нашли этот город.
Со временем оказалось, что школы и монастыря недостаточно. И тогда Сиддхартха позволил строить монастыри по всей стране и в качестве руководителей направлял туда своих учеников.

И вот однажды перед Сиддхартхой предстал его сын Рахула. Велико было удивление отца и сына, считавших друг друга мёртвыми, когда они рассказали свои истории. Сиддхартха узнал о чудесном спасении своих близких и их дальнейшей судьбе. Семья пережила беду в одном монастыре, где Рахула стал учеником и принял решение служить Высочайшему. Его брат Суддходана вступил на княжеское место, став преемником отца. Майя, жена Сиддхартхи, к тому времени умерла.

И вот пришло известие, что главный наставник монастыря брахманов скончался. На два года ускакал Сиддхартха в этот ранее хорошо известный ему монастырь, чтобы и туда принести своё учение о Высочайшем. Однако нелегко было привести братьев к тем высоким познаниям, которые были ему даны. Сиддхартха должен был проявить твёрдость и найти убедительные слова, чтобы бороться. В этот период он часто молил о помощи. Впоследствии главным наставником монастыря вместо Сиддхартхи стал его сын Рахула.

Долгое время бытие женщин недооценивалось. На них почти не обращали внимания, и они были этим подавлены. Однако у некоторых из них пробудилось сильное желание присоединиться к новому учению, и Сиддхартха отнёсся к этому очень серьёзно. Благодаря новому знанию он смог получить поддержку женской части населения и вскоре повелел повсюду в стране строить женские монастыри.
Теперь многие «сёстры-помощницы» стали переселяться в другие места, чтобы пробудить «спящие души», так как им были лучше понятны женские нужды. Благословенна была работа этих сестёр: они без устали принимали детей и направляли их способности, руководили женщинами, ухаживали за больными, облегчая их страдания. Вся их жизнь была примером служения Высочайшему.

Однажды князь Суддходана, второй сын Сиддхартхи, принёс с собой своего сынишку. Мальчика тоже звали Сиддхартхой, и он был вылитый дед. Так же как и Сиддхартха-старший, малыш умел обходиться с животными, понимал их и разговаривал с ними.
Двенадцатилетним сын Суддходаны прибыл на гору Вечности — место пребывания Сиддхартхи, чтобы несколько лет учиться у него. Рахула также явился, чтобы кое-что обсудить с отцом. Тут все трое увидели: они так похожи друг на друга, что можно подумать, будто это один и тот же человек, только в разные периоды жизни. Чтобы не перепутать двух Сиддхартх, младший был назван Гаутамой.

В старости Сиддхартха осуществил свою идею и построил дом отдохновения для пожилых людей, чтобы каждый из них мог провести свои последние дни в спокойствии – мысль, заимствованная у брахманов, которые понимали этот отдых как подготовку к нирване. Но не везде эта идея нашла понимание и поддержку.
Дни самого Сиддхартхи тоже были уже сочтены. В нужное время его сыновья встретились, чтобы проститься. Гаутама тоже был здесь, и Сиддхартха, прежде чем его душа покинула тело, торжественно объявил внука своим преемником. Но им предстояла ещё одна встреча, так как Сиддхартха должен был что-то передать. Его душа смогла сообщить, что дом отдохновения, построенный им, способствовал лишь безделью и потому следует прекратить эту практику. Среди стариков указание Сиддхартхи вызвало недовольство. Однако Гаутама строго выполнил последнюю волю своего деда, повелев освободить дом, а жильцам предложив лёгкую работу.

Вместе с Гаутамой в движение пришло много нового. Прежде всего он выстроил храм для почитания Творца, и в этом радостном созидании прошли годы. Женщинам он также поставил новые задачи. И во всём, что делал Гаутама, он советовался со своим духовным руководителем и спрашивал его о Воле Вечного. Он часто отправлялся в путь, побуждаемый желанием передать новое учение как можно большему числу людей. И везде, где это удавалось, он активно и действенно вмешивался в события.

Однажды он встретился с прекрасной царской дочерью, предназначенной ему в жёны. Он ясно чувствовал это, но полагал, что сможет служить Властителю миров, только оставаясь в одиночестве. Обычно, прежде чем принять то или иное решение, Гаутама спрашивал, будет ли оно соответствовать Воле Бога, но в этом случае он был так уверен, что упустил самое важное. С самыми лучшими намерениями он сделал неверный шаг. Его ошибочное решение принесло обоим много горя и страданий.

Минули годы, и однажды в страну пришла великая беда. Сперва реки вышли из берегов, потом засуха высушила землю. Люди были недовольны и в своей нужде частично снова обратились к прежней вере, расценив несчастья как возмездие старых богов, которые не хотели терпеть веру в Вечного. Иные из тех, кто уже познал истину, стали выступать за братание с брахманами, представителями старой веры в богов. Настойчиво разъяснял Гаутама, что выбор этот ложен и правый путь для народа может лежать лишь в познании, что бывшие боги в действительности являются слугами Вечного. Сколько колеблющихся душ удалось укрепить и спасти!
Гаутама заставил себя энергично искать преемника. Он нашёл его в одном из своих учеников, который наедине с солнечными существами углублялся в свою задачу. И однажды Гаутама смог исполнить своё сокровенное желание и оставить привычный мир, чтобы в тишине и уединении воспринять углублённое знание о строении Творения. Только с двумя слугами, которые по доброй воле взяли на себя эту заботу, Гаутама собрался в путь и стал вести жизнь отшельника. Он часто уходил в горы или погружался в молитву в своей хижине. И когда открывались небеса, ему становилось ясным многое, он воспринимал нечто истинно чудесное, совершенно наполненный силой Света. Тем временем душа его готовилась к отделению…
Полное, великое откровение было дано ему как последний милостивый дар Бога. Ликующе приняла его душа, завершив наконец все искания, вечную, непреходящую Истину.
Его тело, однако, не смогло вынести такого напряжения. Тихо освободили его светлые руки от вибрирующей души, стремящейся туда, куда призывал её Властелин миров. Светлые сущности приняли её и оказали помощь. Небесный свет погас, тело Гаутамы лежало под защитным покровом. Бесконечный мир прояснил его лицо.
Около него стояли две души, которые отделились от человеческих тел, чтобы в эти минуты высшего переживания быть рядом с ним. Это была милость, дарованная Вечным. Они знали это и благодарили Его за неё. Всё, всё смогли они увидеть, чтобы потом сообщить об увиденном людям и помочь им проложить дорогу к Свету.
Это были Суддходана, князь, и Сиддха, старший брат. Они оба, ещё странствовавшие по земле, любили Гаутаму, были светлыми, чистыми и верными, и потому им было позволено прийти к нему в последний миг.
С благодарностью вернулись они в свои земные тела и сообщили об уходе Гаутамы на Родину: «Теперь он стал Буддой. Он пробудится на ниве блаженных, Гаутама Будда, выше Сиддхартхи Будды!»
В народе сынов Индии эти слова распространились от вершин Гималаев до берегов пылающего моря.
Продолжение серии в следующем номере

 

 Буддийское учение в наши дни

Сегодня в буддизме (понятие западноевропейского происхождения) работа построена на использовании исключительно собственных подходов. Посредством соблюдения строгих жизненных правил, высшей находчивости и медитаций приверженцы буддизма пытаются достичь просветления и освобождения. При этом главную роль играет совместное стремление (сангха). «Буддой» становится просветлённый, достигший «нирваны». Преодолевший своё «малое эго», инстинктивную и материально связанную жизненную алчность, он освобождается от необходимости повторного рождения.
Понятие Бога в современном буддизме, который существует во многих ответвлениях, имеет мало общего с христианским, но в любом случае в основе его идеи освобождения лежит собственное усилие, а не незаслуженное прощение Творца.