От руды и сердца

От руды и сердцаВзаимосвязь между человеком и колоколом
Мощный, густой бас колокола изливается на нас с высоты. Колокол — атрибут культуры и, естественно, культа. Несмотря на многотонную тяжесть, он висит над нами и парит между небом и землёй. От него исходят чары, во власти которых оказывается всё окружающее.
Художественное понимание этого явления сводится к тому, что идею колокола нужно осуществить, просчитать, выстроить. В результате значимыми окажутся не форма и вес, а такие впечатляющие моменты, как язык колокола, его несравненный, призывный звон.
Впервые колокол для культа в христианской Европе был использован около 600 года. Способы изготовления в это время были весьма примитивными. С IX века колокола начали отливать из бронзы, а в XIV веке они приобрели классическую чашеобразную форму. Первым высоким достижением искусства литья колоколов в 1497 году стал колокол «Глориоза» для Эрфуртского собора.
Железные и стальные колокола смогли утвердиться лишь частично. Бронза звучит по-другому — округлее и потому красивее. «Звон колокола» — его покрытие — примерно на 75 процентов состоит из красной меди и на 25 процентов из цинка.
Очарование колокольного звона столь велико, словно он небесного происхождения. Когда колокол качается, его не остановить, лишь под собственным весом он успокаивается. Откуда это волшебство?
Фридрих Шиллер провёл параллель между жизнью человека и становлением колокола. Он создал выразительный образ, со своей судьбой, счастьем и печалью, успехами и неудачами, честностью и грехом, любовью и ненавистью, жизнью и смертью, достоинством и добродетелью свыше. Шиллер освящает свой колокол, сравнив его с «Конкордией» (что означает «единодушие»), и этим даёт нам знак. Само название, уводящее в древнеримскую мифологию, к богине согласия между народом и властью, передаёт важную для поэта мысль: звон колокола мог бы пробудить общность и сплочённость во всех и во всём, он призывает человека к почитанию Бога и действию на благо людям.
Вот уж форма затвердела,
Обожжённая огнём.
Веселей, друзья, за дело —
Выльем колокол! Начнём!
— так начал поэт свою «Песню колоколу», созданную 200 лет назад. Глина является веществом земли. С глиной связано начало нашей духовной истории: Библия указывает на то, что человек был создан из куска глины и одухотворён Богом. В этом смысле образ создания колокола есть метафора становления человека и его самоопределения. Здесь тоже в глину «вдыхается жизнь».
Есть ещё одна художественная попытка сопоставить эти два явления. Антуан де Сент-Экзюпери заканчивает свой труд «Ветер, песок и звёзды» словами: «Только дух, когда его вдохнут в глину, может создать человека».
Процесс становления колокола проходит много рабочих ступеней, связанных со способностями мастеров. Прежде всего следовало бы назвать заботливо спланированную творческую фазу. По отношению к человеку в идеальном случае это была бы внутренняя подготовка и воля к зачатию.
Всем ручным работам предшествует создание модели колокола со всеми деталями, то есть с украшениями и надписями. Эта модель имеет преходящую функцию — служит для изготовления негативной формы колокола, которую можно сравнить с астральным телом как моделью земного тела человека.
Для изготовления колокола, следовательно, важным является образование негативной формы в земле, то есть постройки из камня и глины для принятия струящегося, текущего металла, «звона колокола». Этот рабочий ход соответствует процессу эмбрионального развития после оплодотворения: возникает сосуд для воплощения человеческого духа, которое произойдёт в середине беременности.
Следующий шаг к завершению строительства формы — заливание сверкающего горячего металла, который «оживит» приготовленную негативную форму для колокольного звона, то есть наполнит и придаст колоколу скрытый образ. Эта существенная производственная ступень могла бы быть сопоставлена с воплощением человеческого духа, которое означает оживление человеческого становления, то есть вступление в земное.
Далее следует время ожидания, пока разлитый металл не охладится и, застывая, не закрепится в своей форме. Тогда придавшая форму защитная глиняная оболочка рассыпается. Колокол готов. Этот этап становления соответствует времени от воплощения души до рождения — другими словами, созреванию, которое в процессе с родовыми схватками означает разрыв плодом защитного покрытия и рождение нового гражданина земли.

До выполнения колоколом своего высокого предназначения необходимо ещё некоторое время для обработки. Это трудоёмкая, кропотливая работа, связанная с устранением мелких дефектов, гравировкой надписей и литьём украшений, чтобы колокол стал законченным художественным произведением. Последний шаг в изготовлении колокола можно сравнить с периодом существования ещё не подготовленного, полностью зависимого человека. Ему необходима помощь, пока он не сможет самостоятельно двигаться и говорить.
Два последних шага на пути становления колокола — это освящение и подъём на балку колокольни. Как правило, это делается в рамках культовых праздников, и с этого времени он может с помощью своего металлического голоса исполнять возложенную на него высокую задачу.
Как прекрасно, если человек тоже сможет испытать такой «подъём»! Мы все подвешены на нитях судьбоносных сплетений. И если мы «подвешиваем себя на правильные нити», всегда следуем голосу совести, то наш путь — духовное возвышение. Тогда восприимчивость к голосу будет усиливаться и приведёт к деянию и завершению.
Фридрих Шиллер должен был очень глубоко воспринять образ колокола, его сущность, его назначение, чтобы, опираясь на этот образ, суметь переработать в поэтическое произведение всю картину судьбы человека того времени. Поэту необходимо было почувствовать универсальность, космический масштаб образа колокола, чтобы через него «сформулировать» идею человека, его судьбы, его предназначения.
Руда и сердце — впечатляющее созвучие внутреннего и внешнего.

(из журнала "GralsWelt", 
пер. с нем.)

Самый большой колокол мира находится в г. Роверето в Италии. Он каждый вечер отбивает сто торжественных ударов, чтобы напомнить о погибших во всех войнах. Этот колокол стал международным пунктом встреч представителей различных религий, культур и национальностей с целью обмена миротворческими мероприятиями.