Зороастр

Zoro1Во второй части нашей серии описывается жизнь Зороастра, Провозвестника Истины, который жил и трудился в Иране в дохристианское время.
Есть много произведений, описывающих становление человека, который находит великую цель и берёт на себя её реализацию: как он растёт, развивается, определяет проблемы и приходит к мысли о необходимости действия, как он созревает для того, чтобы начать активно действовать в качестве художника ли, философа, учёного, политика или помощника в социальной сфере. Однако задача, стоявшая перед Зороастром, была намного масштабнее, ведь она охватывала все сферы жизни человека, ибо речь шла о том, чтобы внедрить в народ знание о будущем Вселенском судии, Сыне Человеческом Саошианте. Не подозревая, что он сам станет провозвестником, молодой человек с радостью узнаёт, что родился помощник народу, и хочет ему служить. Во всём он будет тщательно готовиться к выполнению этой великой задачи…

Из отзвеневших тысячелетий                                                    
Часть 2

Под присмотром женщины, открытой для всего светлого, мальчик по имени Саади проводит солнечные годы детства. Её поведение и рассказы закрепляют в нём стремление к добру. Играя с другими детьми, он всегда принимает правую сторону.
В годы учения у своего отца, который был коневодом, Саади, помимо физической ловкости, приобретает обширные знания об этих благородных животных и обращении с ними; к тому же, тесно контактируя со всеми другими созданиями, он получает доступ к существам, которые, оставаясь невидимыми для большинства людей, действуют в природе. На всю жизнь сохранив детскую непосредственность, напрочь лишённый высокомерия, совершая все деяния с радостью и благодарностью ко Всевышнему, он не утрачивает эту связь и в зрелом возрасте.
В третий период своей учёбы в качестве подготовителя пути Саади знакомится у атравана – высшего священника страны – с общим духовным знанием, которое передавалось из поколения в поколение. В великий праздник равноденствия собравшимся слушателям рассказывают о богинях и богах. Символическая мощь церемонии и предсказания вызывают у юноши сильные эмоции и укрепляют его мечту посвятить свою жизнь служению предсказанному подготовителю пути, Зороастру.
Когда священник уже ничему больше не мог научить своего ученика, князь страны, намеревавшийся посетить разные области, берёт Саади в свою свиту. Здесь ему предстоит научиться приспосабливаться ко всему, и это после свободы юношеских лет не всегда даётся легко. Однако без внутреннего сопротивления и протеста он быстро понимает, что требуется соблюдать. Когда же оказывается необходимо выступить против несправедливости, он демонстрирует личное мужество и бесстрашие.
Во время поездки верхом по разным территориям Саади знакомится с людьми, их нравами и обычаями, представлениями и обрядами. Всё это способствует лучшему пониманию людей и укрепляет его в стремлении помогать им.

Но сначала ему предстоит осознать, что суетливое, бурное нетерпение никогда не приближает к желанной цели. В пустынной местности, удалённой от человеческого жилья, он в результате падения ломает ногу. И теперь он вынужден, не торопя события, ждать.
Одно за другим озарения созревают в нём, пока решающее событие не изменяет его жизнь: в образах духовного видения ему позволено увидеть того, кому он так страстно желал служить. Глубоко взволнованный, Саади слышит призыв подготовить путь для Саошианта. Ему позволено объявить людям о том, кто создал миры и однажды придёт судить.
Снова Саади вызывал перед своим взором картины, которые ему было дано видеть. Он не заметил, как спустилось солнце, как небо приняло тёмно-синий оттенок и вышли звёзды. Уже давно маленькая газель отправилась к своим товарищам в тёплое стойло. А он всё сидел и раздумывал.
Душа Саади унеслась далеко, но он не осознавал этого. Желание служить и тоска по истине стали такими всемогущими, что подняли его в светлые царства. Саади искал того, кому он хотел служить на земле.
И он получил ответ на своё стремление. Снова ему было видение, ещё живее и прекраснее, чем когда-либо. Снова раскрылось небо и возник чудесный зал. Белые колонны стремились вверх и, казалось, несли потолок, но потолка не было видно из-за сверкавшего вокруг и слепившего глаза великолепия.
В центре этого зала стоял золотой трон. На нём сидел Герой, окружённый таким сиянием, что Саади едва мог смотреть на Него. Но ведь именно Его он хотел увидеть! Это был — Избавитель, Саошиант!
— Как безмерно великолепен ты, Господин и Царь! —  воскликнул Саади и бросился ниц там, где стоял.
Но взгляд его был направлен вверх. Он увидел, что лучи позади Избавителя скрестились. Ему показалось, что он сам стал этим золотым крестом, потом снова как будто парил за ним. Над крестом была сверкающая чистейшей белизной чудесная птица. Герой держал в руке меч.
Саади смотрел и молился. И тут к Саошианту подошли светлые женские фигуры. Справа от Героя разгорелся розовый свет. Казалось, в гирлянду вплетаются бесконечные розы. А среди них стояла прекрасная женщина, похожая на ожившую розу, глаза её излучали чистейший свет любви.
— О прекрасная женщина, царица любви! — прошептал Саади, опьянев от радости.
Потом приблизилась светлая фигура в белом одеянии. Она держала в руке чудесные белые цветы. Вокруг неё парили светлые существа.
Она встала на колени в ногах царя, а за ним в это мгновение появилась третья женщина, с закрытым лицом, в тёмно-синей накидке, с сияющей короной на голове. И лучи этой короны сливались с лучами короны царя.
Из восторженной души Саади исторглась горячая мольба:
— Господин и царь, позволь служить тебе на земле!
Тут зазвучал голос, могучий и в то же время сдержанный. Он пронзил его до самой глубины:
— Ты избран, чтобы служить мне, провозвестник Избавителя!
Как назвал его царь? Провозвестник Избавителя!
У Саади кружилась голова, но он подавил в себе всякое движение, чтобы не пропустить ни одного священного слова.
— В чистоте ты готовился, в чистоте и служи! Принеси человечеству, принеси твоему народу весть о сыне Агурамазды, который придёт, чтобы вершить суд над миром и отвести праведных в Гародеману.
Ты готов нести благословение; благословение Всевышнего будет радостно сопровождать тебя, моего слугу, моего провозвестника!
Снова священный голос назвал его так! Человеческий дух, способен ли ты охватить такое счастье? Саади показался себе совсем маленьким. Чем были все его желания, всё его служение в сравнении с этой невыразимой милостью?
— Господин и Царь, я даю тебе обет, что я не хочу ничего иного, кроме как быть твоим слугой, быть послушным тебе во всём. Господин и Царь, я благодарю тебя!
Он выговорил это, дрожа от счастья, и добавил с бьющим через край чувством:
— О Светлые! Благодарю за то, что я, жалкий человек, удостоился увидеть вас! Я хочу быть и вашим слугой. Саади уже ничто, Зороастр будет всем!

Огромная радость и глубоко прочувствованное счастье от стоящей перед ним задачи полностью захватывают Зороастра и придают ему силы всю последующую жизнь, помогая преодолевать трудности, с которыми он встречается. Великая цель ведёт его от одного селения к другому, к людям, которые внимают его предсказаниям. Осознавая его великую цель, они видят также, какое огромное поле предстоит ему обработать в этой неимоверно большой стране. Поэтому они присоединяются к нему в качестве помощников – добрые, сильные мужчины, которые передают дальше то, что они смогли воспринять. Приходят и женщины. Среди них и Ядаса, ставшая позднее его женой. Она дополняет его деятельность, обучая женщин и девушек пониманию женского достоинства как образцового служения добру.
Почти везде, где Зороастр появляется со своими помощниками, они проделывают большую практическую работу, чтобы подготовить людей к восприятию их идей. После катастроф нужно заложить новый фундамент для жизни — обработать поля, купить скот, но ещё до того необходимо активно противостоять ложным взглядам, привычкам и предубеждениям, и даже внутренней и внешней распущенности, чтобы подготовить почву для восприятия нового учения. Никогда Зороастр не пытается отвергнуть существующее знание или разрушить его. Он знает, что убеждение может возникнуть только на основе понимания или собственного опыта.
Стало заметно, что везде, где учение Зороастра воспринимается и претворяется в жизнь, люди становятся трудолюбивее, спокойнее и веселее, деревни – чище и красивее. Не только в манере держать себя и в поведении, но и в общении друг с другом люди отвергают грубость, равнодушие, чёрствость, несправедливость. Там расцветает активная духовная жизнь и одновременно, благодаря наведённой чистоте, отступают болезни, развиваются дети, возникает даже благосостояние, которое обеспечивает и социальную безопасность отдельного человека.
На встречах, для которых в каждом случае за деревней организуют специальную площадку, Зороастр говорит с людьми так, чтобы они смогли его понять. Он спрашивает их о том опыте, который они накопили, опирается на их решения и суждения, показывая им более обширные связи, и постепенно, шаг за шагом, вводит их в новое знание. Перед тем как отправиться со своими помощниками в дальнейший путь, он назначает старшим того, кто это знание наилучшим образом усвоил и способен передать его дальше, кто может поддержать людей в их духовных устремлениях. Нередко к нему присоединяются новые помощники, которые из благодарности тоже хотят участвовать в великом деле. Не обходится и без споров с лжепророками. Хотя их высокомерие вызывает в Зороастре отвращение, он не проявляет своих эмоций, но опровергает их суждения недвусмысленно, ясно, а порой и резко. Тем самым ему удаётся образумить многих ими обманутых и побудить их исправить всё, что они не успели сделать или в чём провинились.
Новый атраван, высший жрец страны, опасаясь за своё влияние и власть, тоже пытается воспрепятствовать деятельности Зороастра и прежде всего распространению нового учения, однако это ему не удаётся.
Зороастр видит, что необходимо прочно внедрить знание, которое было ему дано. Так как князь постоянно поддерживает его во всех планах и начинаниях, в центральном городе он может основательно готовить учеников и затем посылать их в другие районы, чтобы укрепить своё дело. Но всегда он ищет для своих решений поддержки сверху, и свет познания достигает многих людей…

Пока его тело оставалось сидеть у порога, его душа шла своими путями, как это уже не раз происходило с ним. Она стояла в светлой голубизне, которая сверкала золотом и светом. Не было видно ничего, кроме этого сияния. И душа пребывала в нём совершенно одна.
Это одиночество давало ей ощущение, что её окружают неземные силы, и священный трепет благочестия наполнил её. Теперь она уже не стояла, а парила, её как бы легко и тихо несло вверх. Но у этого строения не было конца, и чем выше она поднималась, тем выше становился свод.
Душа не воспринимала ничего другого, хотя её наверняка окружало и что-то иное. Казалось, что всякое восприятие прекратилось, осталось только благочестие и преклонение.
По зданию разнёсся голос, могучий, как порыв бури, и в то же время нежный, как дуновение ветерка. Голос говорил:
— Провозвестник, услышь!
Ты должен принести людям, созревшим для этого, Заповеди Бога, чтобы у них была прочная основа, которой они должны держаться на своём пути.
Он — Наивысший. Рядом с Ним ничего нет.
Всё, что вы делаете, делайте в Его честь, и это принесёт вам самим величайшую пользу.
Не считайте себя выше всего остального Творения. Растения и животные сохранили себя в большей чистоте, чем вы. Не забывайте об этом. Вы должны защищать и беречь их, за это они помогут вам.
Не забывайте, что видимый мир, который дан вам, только бесконечно малая часть того великого незримого мира, о котором вы можете лишь догадываться. Думайте о том, что каждый ваш шаг ведёт вас и сквозь незримый мир, и делайте этот шаг так, чтобы вы могли быть достойными его.
Пусть ваша связь со слугами Наивысшего всегда остаётся незамутнённой. Они передадут Ему ваши просьбы, если вы умеете просить. Но прежде всего пусть будет благодарность, а благодарность пусть превращается
в радостные деяния!
Голос умолк. Но в душе Зороастра эти слова запечатлелись навечно.

Продолжение серии в следующем номере

Учение Зороастра сегодня
До сих пор не известно, когда жил великий персидский провозвестник. Мнения историков колеблются между 600 и 1500 годами дохристианского времени. Если правдива последняя цифра, то Зороастр — первый монотеист в религиозной истории.
Священным писанием зороастрийцев считается «Авеста», но оно было обработано и кодифицировано (упорядочено) только в IV веке нашего времени, при этом сегодня сохранилась лишь четверть первоначального текста. «Авеста» состоит из оригинальных высказываний Зороастра, литургических текстов и песнопений, кодекса поведения, собрания песен для жертвоприношений и молитвенника.
В центре учения зороастризма стоит единый, истинный, всемогущий Создатель — Бог по имени Агурамазда (Господь мудрый).
В Великом Персидском царстве III и IV веков дохристианского времени зороастризм был государственной религией, пока в VII веке царство не завоевали исламские арабы, после чего последователи Зороастра подверглись у себя на родине преследованию, а многие их рукописи были сожжены. Лишь в XX веке были ослаблены репрессии против немусульман в Иране.
Многие последователи Зороастра в 936 году перебрались в Индию, но и там персы-староверы должны были приспосабливаться к обычаям своей новой родины. И всё же они смогли сохранить свою веру и сегодня образуют самую большую закрытую группу, которая исповедует зороастризм. Более мелкие зороастрийские группы есть в Англии, Канаде и США.

Личное впечатление
kniga.Книга «Зороастр» очень близка мне, потому что во внутреннем мире провозвестника происходят духовные процессы, пережить которые способен любой из нас. Каждая отдельная история имеет самостоятельную ценность, а историй этих очень много, словно заглядываешь в открытый сундук с сокровищами.
Эта книга показывает и то, над чем мы должны трудиться, и нашу удалённость от жизни в её настоящем смысле (сюда же относится и разрушение связей с природой).
Но даже если мы и утратили способность видеть верных служителей Всевышнего, которые действуют в природе, переданное в этой книге знание является для нас неоценимой помощью. Для нас, то есть для всех тех, кто хочет освободиться от высокомерия, кто не собирается бездарно прожить свою жизнь, а безусловную верность маленьких помощников в природе принимает за образец.
Книга убеждает в том, что жизнь в настоящем смысле удаётся только тогда, когда человек не рассматривает себя как «меру всех вещей», а по-настоящему приспосабливается и слушает внутренний голос.
Мне нравится освежающее, живое повествование и описанные в нём переживания, которые так часто перекликаются с моей жизнью. Например, в деревне женщинам легче даётся (и даже доставляет удовольствие!) приводить в порядок дома других, чем собственные. Это мне напомнило, какую радость я испытала, когда организовала субботник в румынской деревне. Я ощутила радость от результата, между тем как собственная квартира… да уж, она всегда на очереди!
Особенно ценны те указания, которые углубляют понимание человека, но в то же время дают повод пересмотреть собственное поведение и суждения. В этом отношении книга «Зороастр» как учебник! В методах работы Зороастра мне особенно нравится то, что он никогда не занимается миссионерской деятельностью. Он готовит прежде почву для того, чтобы души слушателей открылись новому знанию.
При этом он часто сначала помогает устранить ущерб, возникший из-за неправильного поведения — например, как следствие усвоения ложного учения, болезни, голода, невоспитанности, внутреннего упадка или распущенности. Когда люди видят, что другие самоотверженно спешат им на помощь, это служит доказательством того, что здесь действует добрая воля. Они обретают доверие к этим помощникам. Так люди постепенно становятся восприимчивыми к знанию о Всевышнем.
Книга «Зороастр» побуждает желать добра, обращать свой взор вверх, спрашивать себя, согласуются ли твои собственные поступки с Божьей волей. Какими простыми и ясными словами объясняются здесь людям взаимосвязи. Это — мудрость, которая проникает в сердце!
И конечно же, эта книга укрепляет меня в большом, страстном желании участвовать в подготовке пути для Воли Бога в этом мире.

Гертрауд Шмитт
(из журнала “GralsWelt”,
пер. с нем.)