Эммануил Сведенборг, учёный и духовидец

Эммануил Сведенборг, учёный и духовидецКогда в возрасте пятнадцати лет я впервые встретился с книгой Эммануила Сведенборга о небесах и аде, то это стало для меня откровением. Позднее я задался вопросом: как получилось, что гениальный автор почти 150 книг, статей и очерков не известен широкой общественности?
Сведенборг был одним из последних энциклопедистов. Он родился 29 января 1688 года в Стокгольме. Его отец был высокообразованным священником протестантской церкви и позднее стал епископом. В этой должности он служил капелланом королевской семьи и имел доступ в высшие общественно-политические круги Швеции. Благодаря отцу атмосфера в семье была пронизана уважением к религии.
В одиннадцать лет Эммануил поступил в университет Уппсалы. Изучал физику, астрономию и некоторые другие естественные науки. Позднее занимался космологией, механикой, математикой, анатомией, физиологией, политикой, экономикой, металлургией, геологией, горным делом и химией. Является автором трудов по обработке металлов. Считается родоначальником таких дисциплин, как минералогия и физиология мозга. Он учился до тридцати пяти лет и при этом всегда помнил слова отца: «Молю тебя, дабы ты боялся и любил Бога превыше всего остального в мире, ибо без страха Божьего все науки и все занятия ничего не стоят, но способны причинить один лишь вред».
У Сведенборга было два основных философских интереса — космология и природа человеческой души, которые он рассматривал в своих научных текстах. К области астрономии относится, например, его теория о возникновении и развитии Солнечной системы. Дополненная Иммануилом Кантом и Пьером-Симоном Лапласом, эта теория не устарела и сегодня.
Однако в 1744 и 1745 годах у успешного учёного, изобретателя и политика начались видения и сны, которые оказали на него глубокое воздействие. В апреле 1745-го он испытал проникновенное переживание, когда ему явилось существо, говорившее с ним о необходимости посредника, с помощью которого Бог снова мог бы открыться людям, подобно тому как это было в случае с библейским откровением Ветхого Завета.
Сведенборг воспринимает это событие как личное призвание и свою миссию отныне видит в том, чтобы принести миру новое откровение.
С этого момента до самой своей смерти он посвящает себя теологическому делу. Совсем скоро ему открывается доступ к духовному миру. В течение двух лет этот контакт достигает такой силы, что Сведенборг оказывается способным в полном сознании пребывать в обоих мирах одновременно. Он пишет: «…в эту же ночь открылся и мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть обитателей мира духов, небеса и ад и, благодаря этому, множество скрытых аспектов бытия. После этого я совершенно оставил мои занятия в земных науках и посвятил себя исключительно духовным постижениям, и Господь Сам руководил моими записями об этом. Часто Господь среди дня открывал мои глаза, чтобы я мог созерцать иной мир и в состоянии бодрствования общаться с ангелами и духами».
В своём главном литературном труде «О небесах, о мире духов и об аде» Сведенборг выдвинул весьма любопытную версию посмертного существования, которая была ему дана, как он заверял, «из первых рук». В книге говорится о том, что внешний облик ангела не отличается от человеческого. Более того, всё, что есть у людей, соответствует тому, что есть на небесах. При этом человек сохраняет все свои привычки, склонности и любимые занятия, на основании которых отправляется в ту или иную область потусторонней реальности. И ад создают сами люди собственными дурными мыслями, делами и манерами.
Сведенборг утверждал, что способен общаться с душами умерших людей, причём его слова подтверждаются разнообразными свидетельствами. Во всяком случае, он подчас знал такие факты, которые никому, кроме самых близких родственников усопшего, не были известны.
Первые четырнадцать лет Сведенборг публиковал свои произведения анонимно, но в июле 1759 года произошло событие, которое открыло общественности его имя. В городе Гётеборге Сведенборг ужинал с друзьями в доме богатого купца Вильяма Кастеля. Во время еды Сведенборг побледнел и заволновался, затем он вышел на минуту в сад, а вернувшись, сообщил, что в Стокгольме, недалеко от его дома, начался сильный пожар, что огонь быстро распространился, и выразил опасение по поводу некоторых своих рукописей, которые находились в доме. Наконец в восемь часов вечера он с облегчением произнёс: «Слава Богу! Пожар был потушен за три дома от моего!»
Присутствующие были крайне заинтересованы проявлением у Сведенборга ясновидения. В этот же вечер один из них говорил о случившемся с местным губернатором, и тот попросил Сведенборга описать событие обстоятельно. Сведенборг сообщил подробности возникновения и распространения пожара и рассказал о том, как он был потушен. Вскоре было установлено, что бедствие, охватившее шведскую столицу, развивалось в точности так, как описал Сведенборг.
Один из аспектов исследований Сведенборга, который часто дискутируется, — его представления о браке. Сам Сведенборг всю жизнь оставался холостяком, однако это не стало для него препятствием к обширному освещению данного предмета в своих трудах. В работе «Любовь в браке, или Супружеская любовь» (1768) он пишет, что отношения между супругами возобновляются в духовном мире в том качестве, в котором они находились в момент их смерти в материальном мире. Муж и жена, испытывавшие истинную супружескую любовь, остаются вместе и на небесах. Однако если в супружеской паре такая любовь у одного из партнёров отсутствовала, пара будет разделена и каждый из супругов по своему желанию получит более «совместимого» партнёра. Супруга получит и тот, кто был влюблён в «идеал» брака, но так и не смог найти его в этом мире. Исключением станут те супружеские пары или холостяки, кто отвергал и нарушал целомудрие брака, вследствие чего они не смогут получить партнёра в духовном мире. Такое представление Сведенборга противоречит Евангелию от Луки (20:34–36)*.
О теологии Сведенборга мы могли бы говорить как об эмпирической теологии, или теологии переживаний. Неслучайно в названиях его работ встречаются выражения «согласно увиденному и услышанному», «ангельская мудрость о Божественной Любви, Мудрости» и т.д. Сведенборг был далёк от того, чтобы знания из духовного мира принимать некритически и автоматически почитать за Истину. Напротив, в разговорах с духами он не единожды выступал против их взглядов, чтобы затем объяснить им, в чём они ошибаются и чего не понимают.
В конце своей жизни, в 1769 году, Сведенборг вернулся в Швецию, отчасти затем, чтобы защититься от обвинений в ереси, которые ему предъявляли некоторые священники лютеранской церкви. Его противники добились многого из того, к чему стремились. Сторонникам Сведенборга среди священнослужителей пришлось прекратить использовать его учение, а таможенникам было приказано конфисковать его книги и тем самым остановить их распространение.
Однако, к счастью, эти неблагоприятные обстоятельства не смогли помешать Сведенборгу завершить свой выдающийся труд, полностью поглотивший учёного в теологический период его жизни и творчества. Под названием «Истинная христианская религия» труд был издан в 1771 году в Голландии.
Последние дни своей жизни Эммануил Сведенборг провёл в Англии, где в разговоре с одним недоверчивым собеседником сказал: «Когда вы войдёте в вечность, то всё увидите сами, и тогда мы о многом поговорим».

(из журн. “Svet Gralu”,
пер. с чешс.)