…Тот первый брось камень

Тот первый брось каменьКамень может быть очень жёстким. Он может быть очень тяжёлым. Из камня можно создать что-то красивое, но им же можно разрушить или убить. Я отчётливо помню, как после опустошительной бомбёжки моего родного города в 1945 году трескались огромные камни прекрасных старых церквей. Стены домов, построенных в стиле барокко, растоптанными гигантами загромождали замусоренные улицы. Повсюду лежали в руинах бывшие музеи и театры. Остатки стен, эти каменные свидетели, обвиняли…
Да, камнями можно убить.
В Ветхом Завете говорится, что нарушение закона, то есть тяжёлое преступление против Божественных заповедей или против обычаев и морали, каралось смертной казнью в виде побивания камнями. Нарушителя заводили в круг, образованный его обвинителями и общиной. Свидетели «бросали первый камень» в обвиняемого, все остальные присоединялись к ним и забивали преступника до смерти. Это считалось в какой-то мере знаком погашения вины преступника.
Однажды, когда Иисус обучал в храме книжников и фарисеев, Его речь прервали. К Нему привели женщину, замеченную в прелюбодеянии, и сказали, что эта женщина нарушила закон и Он должен вынести ей приговор. Фарисеи настаивали на этом, чтобы проверить, готов ли Иисус соблюдать их закон, основанный на старом предании и требующий побивания преступницы камнями.
Они отдали Ему женщину для осуждения. Однако Иисус, кажется, вовсе не обращал на неё внимания и не хотел осуждать её. Книжники, которые были настроены на точное соблюдение закона, требовали, чтобы Он не задумывался, а сделал с провинившейся то, что положено. Но вместо того чтобы осудить женщину, Иисус внезапно обратился к её обвинителям: «…кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Ин. 8:7). Такого еврейские священники ещё не слышали. Один за другим положили они свои камни на землю и безмолвно удалились. Иисус посмотрел на женщину и спросил: «Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» Она ответила: «Никто, Господи». Тогда Сын Божий сказал: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:10, 11).
Это событие далёкого прошлого недавно очень близко коснулось и меня. Если посмотреть вокруг повнимательнее, можно убедиться, что и сегодня есть люди, готовые «бросить камень». Вправе ли они считать себя тесно связанными с Богом? Можно ли причислить их к современным книжникам, которые полагают, что СЛОВО должно быть исполнено буквально, забывая при этом, что Иисус меньше говорил о наказании грешника, но больше о побуждении его к изменению своей внутренней сущности!
Однажды католический священник рассказал мне, как он попытался донести своей общине эту историю о грешнице. Он попросил юношей, чтобы они перед службой стояли у церкви и давали каждому прихожанину камни (священник собрал их днём раньше на старой железнодорожной насыпи и почистил). Затем с амвона он огласил историю о грешнице из Евангелия от Иоанна. После чего сказал: «Теперь у каждого из вас тоже есть камень в руке. Бросили бы вы его в грешницу, если бы я посоветовал вам это? Честны ли вы перед собой? Не давит ли камень вашу руку? Не подавляет ли он вас? Не является ли он камнем вашего бессердечия, вашей холодности? Или камнем вашего нежелания простить другого? Камнем вашего эгоизма, вашей самовлюблённости, вашей косности? Мне думается, мы все хотели бы освободиться от этих камней. Так пройдите же и положите камни ваших страстей, вашего малодушия здесь, около алтаря, пред Богом!»
Все члены общины прошли в круге перед алтарём и сложили свои камни. Таким образом, у алтаря возник из камней холмик диаметром около двух метров. Тогда священник обратился к пастве: «Как можем мы исполнять богослужение, если между нами и Богом лежит куча камней? —После этого он взял большой букет роз и положил его на камни: — Теперь над жёсткой горной породой сияет любовь и покрывает её! Возьмите это с собой как напоминание. Старайтесь вместо камней, которые отделяют нас от Бога, находить Его любовь и действовать в ней!»
Мне понравилось то, что сделал священник. Когда вечером я ложился спать, то обнаружил у себя внутри ещё несколько камней. Они были очень жёсткими.

(из журнала "GralsWelt",
пер. с нем.)