Верность слову

Верность слову
Всегда ли мы задумываемся над верностью своему слову? Как часто мы даём слово как бы между прочим, не думая о том, насколько легко будет его выполнить.

Многие считают, что это не очень существенно. Мол, выполню, если не возникнет каких-то проблем. Причём под проблемой может пониматься всё что угодно, начиная от непреодолимых обстоятельств и кончая простым нежеланием сделать то, что было обещано. Но так ли безобидно подобное деяние? Рассмотрим несколько примеров. Один человек назначил встречу другому в точное время, но «закрутился» и пропустил подошедший срок. Естественно, что он, пусть и не желая этого, нанёс ущерб человеку, который его ждал: тот потерял время и, возможно, не смог запланировать какое-то другое дело. А это уже может привести к образованию нежелательных нитей, которые отныне свяжут этих людей. Извинением здесь может послужить тот факт, что поступок был совершён ненамеренно, то есть человек виноват лишь в собственной неорганизованности, что, конечно, тоже ни к чему хорошему не ведёт и, став привычкой, может наложить свой отпечаток на личность, а следовательно, и на судьбу человека. И всё же такой поступок менее достоин осуждения, чем преднамеренное нарушение слова. Здесь нам придётся сделать небольшое отступление, потому что у читателя может возникнуть вопрос: как так, ведь в Библии сказано: «Не судите, да не судимы будете» — разве не нарушаем мы своим осуждением эту библейскую заповедь? На первый взгляд так оно и есть. Но именно на первый. Ведь если возвести эти слова в абсолют, то получится, что на земле должны быть в принципе ликвидированы все суды, а профессия судьи так просто запрещена, поскольку она-де не угодна Богу. Вот раздолье стало бы преступникам! «Уж не хотите ли вы сказать, что эта заповедь ошибочна?» — спросит некто. Нет, просто нужно её правильно понимать. Мы не должны судить человека, не должны вешать на него ярлык. Но это не значит, что мы не имеем права высказаться о его поступке, назвав его недостойным и нечестным. Это далеко не одно и то же. А теперь поговорим о другом случае. Человек взял на себя обязательство выполнить какое-то дело. Но тут ему звонит приятель и приглашает на вечеринку. Недолго думая он даёт согласие, ведь приглашение сулит много приятного. А дело — что ж, работа не волк… Этот поступок значительно хуже предыдущего, поскольку решение не выполнить обязательство принято сознательно. Конечно, рассудок всегда может найти оправдание, здесь он мастер! Но это будет самообман, который только усугубит вину. Например, можно заявить, что не стоит превращать слово в догму, могут ведь всякие обстоятельства возникнуть. Да, могут. Оступился и сломал ногу. Да мало ли что. Нет, уж лучше честно сказать себе: да, я понимаю и сознаю, что это нехорошо, мне даже стыдно за себя, но я не могу отказаться от удовольствия. Поэтому определение «догма» сюда не подходит. Догмой можно было бы считать установление: «Если кто-то тебя о чём-то просит, ты должен выполнить эту просьбу». Или: «Входя в двери храма, ты обязан перекреститься». А данное слово, пусть даже оно было дано несколько необдуманно, должно быть выполнено. Единственным исключением может стать ситуация, когда человек вдруг обнаруживает, что выполнением обещания нанесёт себе или кому-то другому конкретный ущерб. В этом случае он просто обязан известить об этом того, кому дал слово. Подчеркнём: известить сам, а не ждать, когда его спросят, почему он не выполнил обещанное. Следовательно, подобный поступок можно смело назвать недостойным. Ещё хуже, если человек даёт обещание, заранее зная, что не выполнит его, то есть и не собираясь выполнять, а делает это лишь для того, чтобы «отвязаться» от просителя. Ему мнится, что это лучше прямого отказа: отказать-де неудобно, а повод не выполнить всегда найдётся. Но наихудшим является случай, когда человек даёт слово, заранее преследуя цель нанести ущерб тому, кому он это обещает. Например, берётся решить какое-то дело к назначенному сроку с одной лишь целью — помешать сделать это кому-то другому, то есть чтобы проситель не обратился к третьему лицу. Такой поступок является уже злонамеренным, и, совершая его, человек взваливает на себя наиболее тяжкий грех. Безусловно, то, что будет сказано ниже, относится лишь к людям, которые хотя бы стремятся к тому, чтобы праведно поступать в повседневной жизни. Нужно всегда стараться сдержать данное слово в полном объёме. Дав обещание сделать какую-то работу, нужно приложить все усилия, чтобы не только завершить её, но и выдержать сроки её выполнения. К сожалению, очень многие люди вообще не считают факт прихода на пять минут позже опозданием, и такая точка зрения настолько закрепилась в их умах, что, надо думать, приобрела и довольно прочный «фундамент» в эфирно-вещественном мире — мире идей. В итоге каждый поступающий так человек находит себе некую незримую опору в потустороннем мире и сам в свою очередь ещё больше укрепляет её. Да, опоздание может произойти, но уважительной причиной для него может считаться нечто более серьёзное, чем «я не рассчитал время и попал в пробку». Ситуацию, что в конце дня в большом городе легко попасть в обычную пробку, можно и должно было предусмотреть. Просто стоит взять себе за правило: лучше прибыть на полчаса раньше и подождать, чем допустить пятиминутное опоздание. Я уверен: всем нам есть о чём подумать. Хотя бы о том, сколько раз за прошедшую неделю мы не сдержали своего слова…