Ядовитые тернии

Зависть. С доисторических времён обременяет она человечество. Каковы же её причины и действие?

Заглянем для начала в энциклопедический словарь, чтобы ясно определить понятие: «Зависть —Ядовитые тернии досада о чужом добре или благе; нежелание добра другому, а лишь одному себе…»
Каждое восприятие состояния нашего ближнего порождает в нас аналогичное или противоположное чувство. Если чужая радость вызывает досаду, то возникает недоброжелательство или зависть... Если чужая удача или чужое счастье радуют нас, а чужая неприятность огорчает, то возникает совместная радость или, напротив, сочувствие. Но совместная радость случается реже, чем сочувствие. «Человека хватает на сочувствие, в совместной радости с нами участвуют ангелы» (Жан Поль)*.
Народная мудрость гласит: «Завистливое сердце мучается и страдает». Так стоит ли удивляться, что каждый до глубины души чувствует, как отвратительна зависть, и никто в собственных глазах не хочет выглядеть завистником? Между тем завистник вредит самому себе, так как его мышление и поведение оказывают на него обратное действие, даже если он не сразу это осознаёт.
Существует принципиальное различие между человеком, который честно стремится преодолеть зависть, и тем, кто постоянно питает её. Зависть находит «вознаграждение» в себе самой, как сорняк произрастая в сердце человека вместе с высокомерием и лишая его покоя. Это подтверждает другая пословица: «Зависть сама стряпает своих приверженцев».
Тот, кто захочет преодолеть зависть, должен заполнить этим стремлением всё сердце, даже малейшее проявление малодушия здесь недопустимо. Речь идёт не только о завистниках. Зависть, принесённая в мир, эфирно-вещественными нитями связывает многих, пронизывая мышление как отдельного человека, так и целых народов. И свидетельство её злого влияния — повсеместная борьба за власть, непрекращающиеся ссоры и войны. Преодоление зависти можно сравнить со строганием дерева; при этом стружка летит до тех пор, пока человек не освободится от бессмысленных терзаний и желания обладать чужими вещами и дарами.
Куда бы мы ни заглянули — в Библию или в Послание Граля, везде найдём указания, советы и заповеди о мире, прогрессе, здоровье. Они касаются всех. Истина всегда останется Истиной, когда речь идёт о Божественном водительстве. «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» (Притчи, 14:30). Но вопреки десяти заповедям, которые когда-то воспринял Моисей, вопреки даже учению о Любви Иисуса, человек всё ещё верит, что станет счастливым без соблюдения Божественного руководства.
«НЕ ЖЕЛАЙ ДОМА БЛИЖНЕГО ТВОЕГО, НИ ДВОРА ЕГО, НИ СКОТА ЕГО, НИЧЕГО, ЧТО ПРИНАДЛЕЖИТ ЕМУ!»
Только Абд-ру-шин проясняет, насколько десятая заповедь направлена против зависти: «Подобно неутолимой жажде бушует над всеми людьми — будь они белые, жёлтые, коричневые, чёрные или красные — чувство зависти к ближним в отношении того, чем они сами не обладают. А выражаясь ещё лучше — зависть ко всему! В этой зависти уже заложено запрещённое вожделение! <...>
Обычный человек, как ни странно, редко ценит то, чем владеет, а всегда лишь то, что ему ещё не принадлежит. <...>
Таким образом, со временем у большинства людей основополагающим для их действий стало вожделение по отношению к имуществу других. Начиная с простого желания, путём хитрости и искусства уговаривания усиливающегося до безграничной зависти, постоянного недовольства и слепой ненависти».
Даже если у человека хорошее зрение, от зависти он слепнет и воспринимает вещи и обстоятельства в искажённом виде. Он видит благосостояние ближнего, но не хочет видеть, сколько усердия и тяжкого труда было на это затрачено. Что знаем мы о других людях и об их проблемах? «Зависть видит море, но не рифы». Зависть, уходи прочь вместе с тщеславием, чьим дитя ты являешься, — и мы вновь станем зрячими!
Одним людям завидуют как-то особенно яростно, другим, напротив, легко прощают их таланты и везение. Я вспоминаю мою подругу. У неё было всё, что может вызывать зависть! Она была лучшей в классе: очень одарённой личностью и настоящей красавицей. Но я не могу вспомнить, чтобы кто-то из одноклассников завидовал ей.
Почему она вызывала только уважение? Мне вспоминается её естественность. Она легко решала задачи и по любому предмету достигала отличных результатов. При этом она была усердна, скромна и готова помочь каждому. Она была свободна от «возбуждающего зависть поведения». Каким примером свободный человек может быть для других даже спустя десятилетия!
Но не каждый, кому завидуют, обязательно виноват в этом. О нет! Приведу пример. Две беременные соседки общались друг с другом, радовались будущим детям. У одной из них случился выкидыш, другая же родила здорового мальчика. Конечно, несчастная женщина, потерявшая ребёнка, переживала горе. Но ни разу не взглянув на родившегося малыша, она сказала молодой матери: «Вы же понимаете, что теперь я не могу с вами здороваться».
Тот, кто радуется, когда ему завидуют, почему-то считает эту радость оправданной, он даже усматривает в ней некий вызов. Но здесь нет любви к ближнему, и человек, возбуждающий зависть, сам погружается в неё. Счастливая жизнь при этом невозможна.
Мы знаем, какие мы все разные. Даже однояйцовые близнецы отличаются друг от друга. Столь же различны наши таланты и слабости. Есть инвалиды, больные, рождённые в бедности или во время войны. А есть здоровые, благополучные, живущие в мирное время и в процветающих странах. И это не должно быть предметом зависти! То, что человеку дана возможность создавать — это уже очень много, и никто не сумеет что-то начать при неисповедимости путей Господних. Мы редко встречаем людей с детской верой в любовь Бога, которые знают, почему они поставлены в эти, а не в какие-то другие условия жизни. Может, пора уже человеку попытаться глубже проникнуть в механизм Творения, частью которого он является?..
Мне было девять лет, когда я задумалась над справедливостью Бога. Если в Законе Божьем было сказано «Бог справедлив», то я в этом не сомневалась, но… мне казалось, что чистилище не только в потустороннем мире, но и здесь, на земле. Определённо, я не впервые живу на свете! Церковь же учила иначе, и потому лучше было никому не рассказывать об этом!
Детские мысли со временем забылись, но, став взрослой, я вновь открыла для себя повторные земные жизни! Я не стремлюсь узнать, кем я была раньше, это не так важно. Главное, кем ты являешься в настоящее время, со всеми принесёнными и вновь созданными дарами и слабостями. Всё, что я собой представляю, есть следствие моих принятых или не принятых когда-то решений. Я должна либо что-то исправить, либо выработать вновь в этой земной школе. Или-или! Возможностей, почему сложилось так, а не иначе, столько же, сколько людских судеб.
Если положить в основу знание о взаимосвязях человеческой жизни, то вопрос о повторных земных жизнях больше не встаёт, он становится ответом. Преодолевая зависть, можно приобрести добродетель терпения, которая так необходима! При честном стремлении зависть может отпасть, как снимаемая одежда. Я не разделяю мнения, что в зависти заложен импульс к развитию собственных способностей. Неужели цель вновь должна оправдывать средства?
Глубокая молитва о помощи, внимание к своему внутреннему голосу и благодарность за всё, что имеешь, изгоняют зависть. И не может быть иначе. Ведь умирает с голоду тот, кто не получает пищи. При жизни, наполненной любовью, растёт и самоуважение, которое приносит с собой мир и переключает на заботу о других.
Мы исследовали зависть, чтобы осветить причины и хоть немного воздействовать на завидующих. С благосклонностью и радостью делите счастье с другими, и это принесёт чувство сопричастности.
«Одна добродетель возвышается над всеми прочими: постоянное стремление ввысь, борьба с самим собой, ненасытная внутренняя потребность в ещё большей чистоте, мудрости, доброте и любви» (Иоганн Вольфганг фон Гёте).

*Иоганн Пауль Фридрих Рихтер (1763–1825) — немецкий писатель, сентименталист и преромантик, эстетик и публицист. Псевдоним Жан Поль – офранцуженную версию собственного имени — взял из преклонения перед Жан-Жаком Руссо.

(из журнала “GralsWelt”,
пер. с нем.)