Язык и ответственность

Язык и ответственностьМы, люди, постоянно о чём-то думаем, что-то чувствуем, делаем. Но осознаём ли мы это как процесс? Вспомним, как мы учились ездить на велосипеде. Первое время мы обращали внимание на равновесие, управление рулём, движение педалей, но после тренировки всё пошло само собой. Почему? Хотя сам велосипед по-прежнему не мог ездить, однако нечто автоматическое в нас самих приняло на себя все заботы. Некоторые люди говорят о «подсознательном» или неком «я», которое сохраняет заученное. Во всяком случае мы, находясь в состоянии бодрствования, не осознаём той последовательности действий, которую когда-то усвоили, а значит, наше сознание освобождается для чего-то другого.
Дневное сознание человека очень ограниченно. Одновременно мы можем осознанно воспринимать лишь немного вещей. Это связано с малым объёмом нашей «кратковременной» памяти, в которой концентрируется наше сознание. И не умей мы действовать, бессознательно оперируя выученным, наши возможности были бы весьма невелики.
Тому, кто разбирается в методах работы компьютеров, сравнения приходят сами собой. И в нас заложено множество «программ», которые приводятся в действие при соответствующем побуждении. Это — наши способности и особенности. Осознанными являются лишь малая их часть.
В этой связи мы можем говорить о наших привычках. Исходя из желаний, мы их развиваем. Но в любом случае есть полезные и вредные привычки.

Ясная речь — ясное мышление
Мы учимся говорить благодаря постоянным упражнениям. Овладев языком, мы ведём разговор автоматически, передаём мысль, не выбирая каждое слово, если не принуждаем себя обращать на это внимание. Но язык является не только средством общения. Он тесно связан с нашим мышлением.
Безусловно, существует мышление, не оформляемое словами. И оно гораздо обширнее и ценнее. Но сама возможность такого мышления в рамках дневного сознания предполагает внутреннюю активность и духовную зрелость. Мы же, как правило, когда схватываем мысли и связываем их, не обходимся без языка. Поэтому ясная речь есть выражение ясного мышления и наоборот. Мышление отдельных народов различно в силу разных языковых привычек. Даже диалекты в пределах одного языка обусловливают различия между их носителями.
И это неслучайно.

Отказаться от старых привычек
У нас, людей, есть немало языковых привычек, от которых следовало бы отказаться, поскольку они лишают наше мышление ясности (так, при неправильном употреблении слов искажается их смысл). Отказ от привычки всегда сложен, ведь мы должны с помощью тренировки избавиться от неё, заменив чем-то лучшим. А это требует внимания и осознанного участия, которое отвлекает от других дел. Например, если человек, играющий на музыкальном инструменте, разучил неправильную аппликатуру, то ему придётся приложить усилия, чтобы исправить допущенную ошибку. И поначалу он не сможет даже испытывать радость от игры.
Когда отказ от старых привычек требует дополнительных затрат с нашей стороны, мы раздражаемся. Только цель, которой мы хотим достичь, оправдывает эти затраты. Как правило, ради денег, почёта, власти, влияния, которые усиливают в нас ощущение собственной значительности, мы готовы на многое, а вот потрудиться для достижения того, что несёт выигрыш в духовном плане, нам нелегко и даже утомительно. Тем более направить внимание на вещи, которые сами по себе внимания не требуют. Если речь идёт о языковых привычках, то каждый должен проверить себя и обратить внимание на произносимые или услышанные слова.

Ответственность при произнесении слов
Способность говорить накладывает на человека ответственность. Ведь своими словами мы хотим вызвать и вызываем какое-то действие. И всё, что исходит от нас, неизбежно, в той или иной форме, на нас влияет. Из этого круга никто не может вырваться, и даже физическая смерть, о чём многие не подозревают, не становится выходом.
Ответственность означает, что за всё, что мы думаем, говорим и делаем, нужно давать отчёт. Религиозные общины, относящие эту ответственность к неопределённому будущему, тем самым оказывают людям медвежью услугу. Так как мы духовные сущности, то принятие на себя ответственности — совершенно естественный процесс, который в нас постоянно происходит, даже если мы сами этого не замечаем.
Однако есть моменты в нашем бытии, когда мы способны увидеть этот процесс. После физической смерти подводится итог прошедшей земной жизни. Освободившись от тела и самых грубых земных привычек, душа отчётливее осознаёт, от чего этот процесс зависит и считалась ли она с этим во время пребывания на земле. Наверное, многие люди воспримут мои слова как предположение. Но мы все уже испытывали и вновь испытаем это. Во всяком случае, нужно постараться осознать свою ответственность за собственное словоупотребление и освободиться от речевых привычек, которые затемняют смысл произносимого нами.
В качестве примера я хотел бы указать на особо вредную и широко распространённую привычку. Она связана с наивысшим понятием, которое создал наш язык. Я должен признаться, что и мне понадобилось немало лет, чтобы хоть немного наполнить это понятие жизнью. Однако этого «немногого» оказалось достаточно, чтобы каждый раз чувствовать укол, когда я слышу, как злоупотребляют этим понятием. Его часто и вовсе не считают понятием, лишь пустой словесной оболочкой. Когда вы поймёте, что я имею в виду, вы сможете подсчитать, сколько уколов мне достаётся ежедневно.

Понятие «Бог»
Речь идёт о прямом нарушении второй заповеди. Согласно этой заповеди мы должны научиться почитать Имя Создателя, выраженное в понятии Бог, потому что только так может сохраниться представление о той высокой реальности, которую мы таким образом пытаемся обозначить.
Но что происходит? У многих людей слово Бог встречается почти в каждой фразе, слетающей с их уст. И они удивляются, когда им указывают на то, чего они даже не замечают. И часто не согласны с тем, что речь идёт о вредной языковой привычке. Так, например, брошенное походя или в сердцах «Упаси Бог!», миллионы раз произнесённое и потому уже лишённое смысла, многократно преуменьшает величие Творца. И это может стать для человека серьёзными путами.
Когда я осознал ситуацию, возникло желание выразить её в стихах:

Каждый день и каждый час.Язык и ответственность

Бог, Бог, Бог…
Слово на устах у вас.
Бог, Бог, Бог...
Благодарность, ругань, плач –
И везде оно как мяч.
За день скажут столько раз,
Что не сосчитать подчас.
Опустело до того,
Будто вовсе нет Его.
Никому оно не свято,
Так как не из сердца взято,
И ни в радость никому.
Почему? Ну почему?!
Как себя нам научить
Слову ценность возвратить?
Ну, давайте, захотите,
К небесам его взнесите,
Позабудьте про заботы,
Обратите взор к высотам,
Отрешитесь от кумиров,
Ощутите малость мира —
И поймёте до конца
Всё Величие Творца.
И тогда свою привычку
Вы погасите как спичку,
И тем самым слово Бог
Обретёт высокий слог.

Без серьёзного и постоянного усилия не удастся отрешиться от привычки, которой мы когда-то позволили появиться и во власти которой остаёмся по сей день. Каждый из нас может сам убедиться в этом.

Из Послания Граля
Вам, о люди, по великой милости Творца дарована способность образовывать слова, чтобы вы достигли зрелости в Грубой Вещественности! Вам никогда не удавалось осознать истинную ценность этого высокого дара, так как вы и не пытались добиться этого, обращаясь с ним легкомысленно. И вот теперь вам приходится горько страдать от всех последствий своих же неправильных действий.
Пребывая в этом страдании, вы всё ещё не знаете причин, которыми оно обусловлено.
Никто не вправе играть дарами Всемогущего, не причиняя ущерба самому себе, — так велит неусыпный Закон, действие которого сокрыто в Творении.
Познав же, что этот дар речи, то есть ваша способность образовывать слова, произнося которые вы проецируете свои желания в Грубую вещественность, есть высочайший дар Творца вашего, вы поймёте, что тем самым на вас возлагаются обязанности, сопряжённые с огромной ответственностью; ибо с помощью речи и посредством её вам надлежит действовать в Творении!
Из образуемых вами слов и предложений складывается ваша внешняя судьба на этой земле. Они — слова эти — как сеяние в саду, насаждаемом вами вокруг себя, ибо всякое человеческое слово относится к самому животворному из того, что вы в состоянии создать для себя в этом Творении.
Абд-ру-шин (том I, гл. 21)