Размышления из-за другой стороны забора

Размышления из-за другой стороны забораКак-то в разговоре с одной очень дорогой для меня женщиной я посоветовал ей быть осторожнее с людьми, которые пытаются войти в круг её знакомых. На тот момент я располагал определёнными сведениями о том, что в отношении человека иногда может быть применено насилие, вплоть до пыток. 
Я предостерёг её от того типа людей, о которых мы с ней говорили. Но в ответ услышал, что я просто не доверяю людям. Из нашей беседы стало ясно, что она смотрит на мир сквозь розовые очки и полагает, что я слишком строг в своих оценках, считая, что общество в духовно-нравственном плане сильно деградировало. Тогда я рассказал ей о пережитом мной опыте.
В начале 1994 года мне посчастливилось сесть в тюрьму. Да, я не оговорился, так как если бы не тюрьма, то со своим темпераментом и мировоззрением в те лихие годы я многое мог бы натворить. А так отсиделся, поостыл, повзрослел.
Отбыв в заключении пять с половиной лет, я вышел на свободу. Произошедшие перемены меня поразили, но это касалось не новой техники, а падения людей в морально-нравственном отношении. Я как будто в другую страну вернулся. Хотя, пожалуй, так оно и было.
В моём небольшом провинциальном городке появились наркоманы, и очень много. Во дворах пили пиво подростки. Почти в любой компании говорили о деньгах, как их заработать по возможности много и быстро. Повсюду звучала ругань и отвратительный мат — даже мне, вышедшему из тюрьмы, резало слух. Если раньше курили в основном мужчины, то сейчас на улицах с сигаретой можно было увидеть совсем юных девчонок и взрослых женщин. И им не было стыдно! Дошло до того, что девушки открыто предлагали себя за деньги, чтобы купить дозу героина!
На прилавках появилось всё, от продуктов питания до иностранных автомобилей. Ассортимент пьянил. Нужны были только деньги, много денег. Поэтому возникала зависть, а с нею ненависть и агрессия, а дальше — преступления.
Всё происходившее произвело на меня такое сильное впечатление, что я начал говорить об этом с друзьями и близкими мне людьми. Для них же это стало настолько обыденным, что они смотрели на меня с удивлением и непониманием. Изменения бывают не столь заметны, когда находишься внутри общества; сползание его в пропасть происходит медленно, ведь ты сползаешь вместе с ним. Что вчера было аморально и безнравственно, сегодня стало нормой. Вскоре это захватило и меня и вместе с большинством увлекло в эту пропасть…
Я привёл собеседнице несколько частных примеров и поделился своими наблюдениями после второго освобождения из мест лишения свободы.
Я снова был очень удивлён тем, насколько ещё ухудшилось положение в обществе, хотя в стране, казалось, был наведён относительный порядок. Тогда я увидел только внешнюю причину и считал, что беда — в стремлении подражать Западу с его демократией и свободным рынком. Приведу слова русского философа А. Панарина: «Рыночная система вконец обесценила человека». Это проявилось не только в прямом сокращении расходов на образование и времени, отводимого учёбе, но и в новом соотношении между свободным и рабочим временем. Длительность последнего не только законодательно увеличилась, она резко пошла в гору за счёт совмещения работ. Чтобы как-то выжить, люди оказались вынуждены подрабатывать где только можно, прихватывая вечера и выходные дни, совмещая далёкие друг от друга виды деятельности. Ведь рыночная экономика вместе с её конкуренцией породила зависть к более удачливым людям, и всё это грозило ещё большим упадком в обществе. Сущность такого упадка я не мог рассмотреть в силу своего материалистического, то есть очень ограниченного, мировоззрения.
Намного позже я имел счастье познакомиться с книгой «В Свете Истины» Послание Граля. В ней автор доступно и логично разъясняет причины и следствия такого бедственного положения в обществе, да и на земле в целом.
В конце нашей беседы я уверенно заявил, что люди в большинстве своём пали очень низко, что добрых, честных, порядочных и сострадательных среди них встречается не так много, а в качестве примера привёл слова моего хорошего знакомого. В 2012 году, отсидев четыре года в местах лишения свободы, он освободился. Когда я позвонил ему и спросил, как изменилась жизнь на свободе, он ответил: «Жизнь такая же, только люди изменились в худшую сторону».

Моя собеседница не задумывалась о том, как обстоят дела на самом деле, и не замечала ничего. Я не стремился убедить её в том, что от людей нужно ждать только зла, а всего лишь поделился своими переживаниями, своим личным опытом и хотел предостеречь, чтобы она была более бдительной. Я наконец заметил, что мы, живя в одно время и в одном государстве, находимся как бы в разных плоскостях и судьбы сложились у нас по-разному. Если я часто сталкивался со злом, то её оно обходило стороной. Её внутренний мир был настолько чище моего, что просто отталкивал от себя зло, оно не находило в ней отклика. Меня порадовало, что есть такие люди, которые тихо идут по жизни, исполняя свой долг, и противостоят натиску той лавины безнравственности, безответственности, бездуховности, которая захлестнула остальных. 
Разговор с ней подвигнул меня на глубокие размышления. Меня поразило то, как просто всё устроено. Мы сами, своей внутренней жизнью и своим отношением к людям, притягиваем события, происходящие с нами. Мы сами формируем эти события и свою судьбу. Мой внутренний мир был настолько мрачен, что притягивал зло и те обстоятельства, которые несли мне страдания. Когда на человека обрушивается столько ненависти, несправедливости, очень сложно не ответить грубостью на грубость, несправедливостью на несправедливость. В это нелёгкое время достойно сможет выстоять только тот, кто будет развивать в себе духовные ценности.
На мой вопрос, как же быть с несправедливостью и как с ней бороться, один хороший человек ответил: «Бороться следует только дозволенными с нравственной точки зрения методами, а главное, самому не совершать несправедливости». А в завершение процитировал древнюю мудрость: «Все хотят изменить мир к лучшему, но мало кто хочет изменить самого себя».
Как, оказывается, просто. Не единожды читал я об этом, неоднократно слышал, но только теперь слова эти зацепили меня, запали в душу. Видимо, чтобы усвоить прописные истины по-настоящему, мало их просто прочитать или даже выучить, их нужно пережить на себе и в себе.