Трансплантация - две стороны одной медали

Очевидно, что роль трансплантологии в последние десятилетия значительно выросла благодаряТрансплантация - две стороны одной медали техническому прогрессу. Верующие люди, однако, задаются вопросом: согласуется ли трансплантация с Волей Бога?
Если на начальных стадиях развития этого направления в медицине производилось несколько десятков, а позднее несколько сотен различных трансплантаций в год, то сегодня их производится уже десятки тысяч. Такой заметный сдвиг поднял вопрос трансплантации на уровень общесоциальной проблемы. Если раньше специалисты в этой области обходились органами людей, ставших жертвами несчастных случаев, то для покрытия сегодняшних потребностей этого «материала» уже недостаточно. И потому медицина ищет способы получения тканей и органов не только у погибших, но и у живых, пусть и признанных обречёнными, людей. Одновременно возрастает и спрос – жить дольше и лучше для людей заманчиво, и в этом нет ничего плохого, но только до тех пор, пока не причиняются страдания другому человеку.
И как раз в этой точке мнения специалистов часто вступают в конфликт с другими реалиями. Одним из первых вопросов, встающих перед каждым, кто серьёзно решает заняться этим направлением в медицине, является вопрос о том, не противоречит ли трансплантология законам природы. Многие люди искренне пытаются найти ответ на него, так как чувствуют, что на них лежит моральная ответственность. Большинство из них тем или иным образом верят в Бога. Поэтому проблема соотношения трансплантации и Божьей воли становится для них основополагающей.
Если человек ищет согласия с Божьей волей, то пусть прежде всего посмотрит на мир, в котором живёт.
В природе мы найдём законы и правила, которые не можем изменить по своему усмотрению. Поэтому нам следует смириться и с тем, что существует Высшая воля, которой нельзя противостоять безнаказанно. Вся природа являет собой убедительное доказательство её существования. А поскольку человеческое тело есть также часть природы, то и оно, со всеми его функциями, «свидетельствует» о наличии этой Воли. Если медицина правильно описывает работу человеческого организма, то это не что иное, как описание Высшей воли, которая проявляется в человеческом теле. Значит, эта Воля определяет и те закономерности, которые поддерживают жизнь организма, и медицина не вправе их нарушать.
Выздоровление – это всегда восстановление правильной работы человеческого тела в рамках естественных законов. Следовательно, лечение не может противостоять этим законам, оно должно им соответствовать. Только тогда можно говорить о лечении, которое проходит в согласии с Волей Божьей.
Пересаженный орган распознаётся иммунной системой как агрессор. В чужом теле любой инородный орган может существовать только при условии, что он будет ограждён от действия защитных сил организма хозяина. Такую защиту могут обеспечить иммунодепрессанты, то есть лекарства, подавляющие сопротивление организма. Только в этом случае тело может «терпеть» присутствие чужого органа.
При трансплантации насильственно переступается естественный барьер, созданный иммунной системой. Однако главная цель этой системы — защита собственного тела.
В этом также весьма определённо проявляется Воля Бога, согласно которой человеку предназначается одно тело и только для его собственных нужд. Человек, который хочет соблюдать этот закон, не должен своё тело делить с другими. Реакция иммунной системы ясно свидетельствует об ошибочности переноса органов от одного человека другому. Этим наносится вред обеим сторонам, который, однако, сегодняшняя медицина, ориентированная исключительно на продолжение земной жизни, распознать не в состоянии. И постоянный страх отторжения пересаженного органа лишь часть той дани, которую человек должен заплатить за трансплантацию.
Возможность преодоления барьера ещё не является доказательством того, что этот барьер позволительно перейти. Барьеры защищают естественные законы природы. Человеку следует помогать, но так, чтобы это не противоречило Законам Творения, потому что лишь при такой предпосылке он может рассчитывать на их поддержку. Между тем огромное число неудач, психологических и моральных травм позволяет говорить о том, что действия человека при трансплантации направлены против этих законов.

Составляют ли дети исключение?
Возможно, самым мучительным должно быть решение о трансплантации в случае болезни ребёнка. Предоставление собственного органа своему ребёнку свидетельствует о глубоких чувствах и способности родителя к жертве. Однако оправданны ли такие жертвы? Неужели человек, если он думает о Боге как о вершине любви и добра, может со спокойной совестью признать, что Бог требует калечить тело, дарованное человеку только для него самого? Что Ему необходима жертва, которая может угрожать человеческой жизни? Неужели недостаточно изменений, происходящих в душе, и реакции защитных сил организма, чтобы осознать нежелательность подобного вмешательства в естественный ход жизни, его несовместимость с Волей Творца?
Эта Воля даровала нам не только тело. Наши дети тоже были доверены нам Ею, вместе с их судьбами, которые переплетаются с нашими таким образом, чтобы их душам не был причинён ущерб. С рождением детей родители принимают обязанность не только хранить их тела и заботиться об их здоровом развитии, но оберегать также их души, которые могут дозревать только в собственных, не искажённых, телах.
Однако при трансплантации органов такое искажение неизбежно. Поэтому каждый человек должен хорошо взвесить, что ему ближе: свои собственные представления или Законы Творца, которые при каждой ошибке дают о себе знать обратными воздействиями. Если один человек хочет принести другому жертву, то при этом он не должен выходить за те границы, в которых ещё возможна действительная польза для обоих. Эти границы нельзя отодвинуть личным желанием, и переход их всегда обоюдоопасен. Людям, которые полны решимости принести высокую жертву, Создатель обозначает ясный путь своими Законами. Однако этот путь никогда не приведёт их туда, где предоставляют возможность трансплантации. И если человек эту границу всё же переступит, то он тем самым обвинит Бога в несправедливости, которую Тот допустил по отношению к его близким. При такого рода сомнениях достаточно посмотреть на звёздное небо, чтобы осознать: рука Бога действует безошибочно.

Дар собственного тела
Каждое тело тесно связано со своим обитателем — человеческой душой. Эта связь возникает в момент зачатия, когда в теле матери начинает свою жизнь первая клетка будущего земного тела. В это время душа, которой данное тело предназначено, располагается поблизости от матери и оказывает влияние на его развитие. Растущий организм подчиняется этому влиянию в своих наитончайших вибрациях. Каждая клетка развивается под давлением излучений духа и приспосабливается к ним собственными излучениями. Она буквально пропитывается личностью своего владельца. Такая гармония души и тела — одно из основных условий пребывания духа в земном теле. Без взаимного резонанса тело стало бы для духа недостижимым или, по крайней мере, трудноуправляемым. Настройка излучений тела может естественно измениться, но только в очень узких пределах.
Естественные изменения в излучении тела происходят с возрастом и наступлением духовной зрелости. Если внутреннее развитие человека достигает определённого уровня, за которым тело уже не в состоянии последовать (изменение излучения приближается к своей высшей границе), то происходит естественное отчуждение души от тела. Эту ситуацию мы могли бы определить как естественную смерть человека. Так как не существует двух одинаковых человеческих душ, то не может существовать и двух совершенно одинаковых человеческих тел. Пожалуй, самым ярким примером личностной разницы при телесном сходстве могут считаться однояйцовые близнецы. Известное сходство может существовать также между родными братьями и сёстрами или между родителями и детьми. Но заметные различия в чертах характера или во внешнем облике указывают и на различие сил, которые при развитии их тел нашли в этом своё отражение. Поскольку силы духа и тела при жизни находятся в постоянном взаимодействии, то можно упрощённо сказать, что каждый человек живёт в своём неповторимом силовом поле, а иммунная реакция проявляет существование этого силового поля.
Таким образом, каждый человек с этой точки зрения личность уникальная. Вот почему даже тела матери и ребёнка остаются чужими, хотя одно порождает другое. Только при условии, что души матери и ребёнка были очень близки друг другу в своих характерных особенностях, и могла быть заложена основа для их настоящего родства, но никак не близостью излучений их тел. При трансплантации эта ситуация могла бы проявиться в менее выраженной иммунной реакции организма.

(из журнала “Svet Gralu”,
пер. с чешс.)

Окончание в следующем номере