Что такое идеальный коммунизм

Что такое идеальный коммунизмВ  Послании Граля, в докладе «Идеальные люди», говорится: «…люди, придерживающиеся идеально-коммунистических убеждений, приносят вред человечеству, ибо осуществление этих идей на практике неизбежно повлекло бы за собой нездоровые последствия, невзирая на то что их исходной точкой является стремление к добру. Люди эти напоминают строителей, тщательно воздвигнувших в мастерской прекрасный дом, ибо ему предназначено украсить главную площадь. Однако после того, как он был перевезён на отведённое для него место, выяснилось, что стены его покосились настолько, что жить в нём нельзя. Дело в том, что дом, который должен стоять в другом месте, кажется прекрасным... в мастерской. Но реальная неоднородность почвы ему не подходит, так же как не подходят реальные люди для воплощения в жизнь идеально-коммунистических идей».
В чём суть коммунистических идей? Этот вопрос адресован скорее к молодым, уже не заставшим время их социалистического воплощения. Они изучали коммунизм и слышали (по крайней мере, мы, старшее поколение, надеемся, что и изучали, и слышали), что это была брутальная, диктаторская система по советскому образцу, подавлявшая человеческую личность, экономически безграмотная, от чего она в конце концов и рухнула. Где же здесь идеалы?
С другой стороны, с первых классов школы нас учили противоположному: что будет построен коммунизм, где люди, трудясь в соответствии со своими способностями, за свой труд будут получать отнюдь не по заслугам, а по потребностям. Так, например, уборщица с четырьмя детьми будет иметь более высокую зарплату, чем бездетный директор. В этом была основа идеально-коммунистических представлений. Мы все будем держаться за руки, устремив взор к светлым идеалам, и, независимо от собственных интересов, самоотверженно трудиться, строя справедливое будущее и сами оставаясь счастливыми.
Что из этого получилось, мы знаем. Хотя, возможно, некоторые знают плохо. Во всяком случае, тот факт, что после двадцати двух лет неудовлетворённости развитием страны в нашем народе вновь появилось удивительно много людей, проголосовавших за коммунистов, говорит о потере исторической памяти.
Идеалистические представления отцов коммунизма быстро рухнули, не выдержав сталинского террора и концентрационных лагерей, а позднее незаметного, но твёрдого руководства, крепко державшего «строителя коммунизма» за шиворот: человечек, оставайся в установленных для тебя рамках — и ты будешь жить спокойно; притворяйся, что работаешь, а мы притворимся, что тебе платим; будь счастлив, если сумеешь купить в магазинах мясо, стиральную машину или туалетную бумагу, а один раз в год, под Рождество, отстояв в очереди, бананы. Но если выйдешь за очерченные тебе пределы, то мы покажем тебе оборотную сторону медали. Так, если ты религиозен, это неминуемо создаст тебе в жизни проблемы, и не только тебе, но и твоим детям.

Почему невозможно построить коммунизм?
Первой миной, заложенной под идеалы коммунизма, является то, что в основу коммунистического мировоззрения положена грубая вещественность. Идеалы ведь возникают и приходят свыше, но в материальном мире их не только не признают — над ними посмеиваются, а по возможности и запрещают. Решающей силой такого общества считается собственность на средства производства, а из духовных ценностей, и это в лучшем случае, признаётся удовлетворённость.
Второй, ещё более разрушительной, миной для идей коммунизма является то, что земной шар всегда был, есть и будет местом пребывания людей, очень разных по степени духовной зрелости. Так останется и после завершения идущего ныне Суда. Мир устроен таким образом, что на Земле воплощаются люди с разных уровней плотности потустороннего мира для того, чтобы, переживая земные события, наработать то, чего им ещё не хватает для перехода на более высокий уровень. Здесь есть люди, пришедшие с более высоких уровней эфирной вещественности, чтобы отполировать последние грани своей личности, закалить свои качества в более грубых и тяжёлых обстоятельствах и одновременно поспособствовать совершенствованию этого больного и относительно мрачного уровня.
Такие люди будут бескорыстно и без оглядки на вознаграждение трудиться для возвышения своего окружения, потому что такова их суть и они этого хотят. И пусть свои способности они проявят по-разному (кто столяром, кто писателем, а кто и руководителем), но каждый из них будет ощущать горящий внутри огонь и всеми силами поддерживать его в себе.
Намного больше, однако, тех, кто пришёл сюда из грубой или средней эфирной вещественности. Между своими воплощениями они добрались только до ближайшего вещественного окружения Земли, им ещё неведомы иные, светлые выси. В прошлых воплощениях они не испытали жажды чистоты и Света, не получили его поддержки на своём пути и даже не достигли предчувствия его бытия. Они не верят в существование высшего мира и высших идеалов или имеют смутное представление о них. Зато эта часть всегда немедленно реализует представившиеся им выгодные возможности, а если их нет – начинает высказывать недовольство. Представьте себе озабоченного директора, круглосуточно нёсшего ответственность за весь завод и получившего за это меньшее вознаграждение, чем швейцар, которому немедленно потребовались деньги для покупки, например, новой мебели. Мы, учась в школе, этим рассказам верили. Теперь мы, выросшие дети, кое-что знаем о равновесии между даянием и получением, и потому у нас есть ясное понимание утопичности коммунистического идеала.

Политика и идеалы
Возврат к идее коммунистического устройства общества нам не грозит и никогда не грозил, потому что эти идеалы вообще нельзя воплотить в жизнь. Сегодня, однако, появились другие нежизнеспособные идеалы, которые мы обязаны распознать и оценить. Некоторые из этих идеалов мы даже носим в себе.
Прежде всего давайте осознаем, что мы живём в таком мире, который заслужили (возможно, мы помогали его строить в прошлых своих воплощениях); что мы живём в напряжённый период мировой духовной истории — период Суда и последнего для каждого человека решения о его жизни или смерти — и именно сейчас и здесь, на Земле, у каждого человека должно быть чистое сердце и развитый интеллект. «Вот, я посылаю вас, как овец среди волков; итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби», — сказал Иисус своим ученикам (Мф. 10:16). Было бы ошибкой избрать отшельничество, заявив — мол, подожду, пока всё закончится и станет спокойнее, а потом пойду предложу свои духовные знания другим. Ведь тогда может статься, что предлагать будет уже нечего. Так только в сказках бывает: пролежит молодец на печи тридцать три года, а потом вдруг встанет да и одолеет дракона. В действительности с печи слезет не богатырь, а несознательный доходяга, который ничего не сумеет сделать, потому что никогда ничего не делал.
Так и среди читателей Послания иногда мы встречаем тех, кто говорит: «Я не пойду голосовать, потому что мне не за кого голосовать. Вот появится партия или человек, достойный моего голоса, тогда пойду». Но если, например, большинство в селе не придёт на голосование, а те несколько человек, кто пришёл, выберут коммунистов, то всё село окажется представленным во власти коммунистами. И это будет закономерным итогом, вина за который ляжет на тех, кто упорствовал. Или наоборот, люди пойдут за деятелем, увлечённым идеалами, неосуществимыми на Земле. Так, один из кандидатов на пост чешского президента провозглашал: «Принцип свободного соперничества ведёт к распаду общества». Но нетрудно догадаться, что отмена «свободного соперничества» и конкуренции привела бы вновь к стагнации и утрате способностей, навыков и умений, как мы это видели на примере социалистических предприятий. В Послании такой подход сравнивается с проявлением лености, подобно лености заласканного домашнего питомца (доклад «Борьба в природе»). Или другой пример: «Наличие этических и моральных качеств является основным условием для каждого желающего занять должность». Да, конечно, это совершенно правильно... Но откуда возьмутся те, кто будет этих людей выбирать? Кем будет назначена избирательная комиссия, которой предстоит решать, кто соответствует требованиям морали, а кто нет? Может, это будут государственные чиновники — неисполнительные, не очень умные, коррумпированные и не отвечающие за свои ошибки? Или избранные депутаты, которые нередко сами участвуют в разворовывании народного достояния? Нет, здесь всё ясно. Хотя эти мысли благие и бесхитростные, как голуби, но им не хватает бдительности змеи, а значит, и возможности осуществления в сегодняшнем мире.
Наш журнал никогда не будет политическим, а Движение Граля не будет диктовать людям, к чему именно им следует присоединиться и что именно им следует делать. Для нас важно побуждать к живости и поиску — это мы провозглашаем и к этому призываем. Давайте же перестанем ограничиваться собственной работой, избегая того, что вроде бы нас не касается. Вроде бы! И не будем ждать, что вдруг появится рыцарь в сияющих одеждах, отвечающий всем нашим чаяниям, а посмотрим вокруг себя сейчас и найдём то направление в работе и тех людей, присоединившись к которым мы могли бы приложить к делу и свои руки. Наверное, эти люди и направление работы не будут идеальными (везде есть свои ошибки и недостатки), но сделать даже маленькое дело важнее, чем произнести много слов.

(из журнала “Svet Gralu”,
пер. с чешс.)