Наша совесть

Наша совестьКаждому человеку в своей жизни приходится принимать множество решений. Некоторые решения оказываются значимы для нас и наших близких, другие – не очень. Иногда выбор среди вариантов бывает невелик, иногда весьма приличен. Какими же критериями должен руководствоваться человек, принимая решение? На что обращать внимание, кого или что слушать? Ведь нередко последствия принятых решений оказываются диаметрально противоположными нашим ожиданиям.
Я полагаю, что одним из самых важных советчиков при принятии решения должна быть совесть человека. Именно она, вернее, её «голос» является тем критерием, который необходимо учитывать в первую очередь. Следом могут идти другие критерии: здоровье, материальная выгода, комфорт… Кто-то спросит: «А здоровье здесь при чём? Если для здоровья нужно – принимай решение, и всё. О чём тут ещё думать?!» Не скажите! Чтобы не быть голословным, напомню эпизод из романа Болеслава Пруста «Фараон».
Один из жрецов, обладавший медицинскими и оккультными познаниями, порекомендовал старому и больному фараону для выздоровления пить кровь годовалых младенцев, уверяя, что жизнь и здоровье великого правителя гораздо дороже крови подданных низкого происхождения. Фараон в гневе выгнал его, поразившись, как ему вообще осмелились дать подобный совет. В Древнем Египте фараоны почитались почти наравне с богами и для возвеличивания их тысячи рабов гибли на строительстве пирамид. Ну почему бы в таком случае и не послушать «доброго» совета? Речь-то ведь шла не просто о здоровье – о самой жизни! Но именно совесть фараона подсказала ему, что кровь младенцев не самое подходящее лекарство. Он предпочёл умереть (и вскоре действительно умер), но не отнимать жизни у детей своих подданных, даже тех, кто находился на самой низкой общественной ступени.
Возможно, приведённый пример излишне литературен. Но вот другой, гораздо более близкий и понятный всем случай. Вы стали участником дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Нанесён значительный материальный ущерб, пострадали люди. Правилами дорожного движения в такой ситуации в первую очередь предписывается «оставить всё на месте до приезда ГАИ», далее «найти свидетелей ДТП», «зафиксировать картину происшествия»… Но практика показывает, что сделать это бывает очень и очень непросто. А тут пострадавшему человеку срочно нужна помощь. Больница, куда его необходимо отвезти, почти рядом, а вот когда приедет «скорая» – неизвестно. Дорога каждая секунда, но ни один человек не соглашается оказать эту помощь (кому охота связываться, потом, чего доброго, хлопот не оберёшься). Итак, вы перед выбором: срочно доставить человека в больницу, покинув место ДТП и этим априори поставив себя в невыгодное положение, или ждать приезда ГАИ и «скорой», пустив всё на самотёк. Вряд ли голос совести и голос рассудка подскажут нам одно и то же. Какую же «подсказку» выберет человек, целиком и полностью зависит от него самого, и далеко не для каждого этот выбор окажется лёгким. Оставим здесь за скобками очень важный вопрос об ответственности за сделанный выбор перед Высшим законом и вернёмся к совести.
Итак, что же такое совесть? Наверное, нет на земле человека, который ни разу в жизни не испытал бы её угрызений. Кто-то пытается их подавить, и некоторым это удаётся без особого труда. Другие, испытывая муки совести, делают для себя выводы, и если в их душах происходят изменения к лучшему, то люди совершенствуются духовно, а именно в этом и заключён главный смысл нашего бытия. Совесть – это, с одной стороны, голос нашего духа, нашего внутреннего незамутнённого «я», а с другой – голос наших духовных руководителей, о котором в Послании Граля сказано:
«...Итак, ваши руководители могут быть различного рода. Но все они служат вам во имя добра, если только вы считаетесь с их молчаливым волением. Они не могут принудить вас решительно ни к чему. Напротив, из их деяний и состоит совесть, предостерегающая и предупреждающая вас!
Прислушивайтесь к её голосу! Деятельность ваших руководителей образует часть той самой совести, в происхождении и роде которой вы никогда не могли разобраться по-настоящему» (Т. III, гл. 30).
Уже одно только наличие совести ставит под сомнение материалистическую картину мира. Откуда, спрашивается, у «белковой материи» берётся совесть, так же, впрочем, как и любовь, чувство прекрасного и т.п., если «внутри» у нас, кроме этой самой «материи», ничего нет? Наука не дала, да и не может дать на этот вопрос удовлетворительного ответа, но каждый ищущий человек найдёт его и другие ответы на важнейшие вопросы нашего бытия в Послании Граля.