Слабости привычки

Слабости привычкиМы привыкли считать себя свободными личностями. Мы уверены, что силой своего духа можем в каждый момент всем управлять и двигаться своим путём. Однако эта видимость обманчива и в действительности мы часто зависимы. Речь не только о типичных страстях и склонностях. Зачастую нас внутренне связывают многие повседневные мелочи. Но что можно сделать, чтобы власть привычки не привела к бессилию духа? 
Механический запуск руки в коробку с печеньем, стереотип обращения со своим ребёнком, машинальная реакция на просьбу нищего на улице и многое другое – тот, кто понаблюдает за собой внимательно, быстро откроет бесчисленные «милые привычки», которые заполняют повседневную жизнь и не позволяют узнать о духовном сознании и свободных решениях воли.
Наш мозг координирует и управляет всеми функциями организма. Как инструмент духа, он многое делает самостоятельно, а мы этого не осознаём. Те мысли и чувства, которые мы переживаем (голод, жажда, порыв к сексуальной активности), также диктуются влечениями нашей плоти. И этот «биологический автоматизм» проявляется во всём организме. Коротко поясним, как именно. В нашей нервной системе передача импульсов происходит двумя путями: с одной стороны, существует так называемый «пирамидальный путь» для осознанных движений, с другой – «внепирамидальные моторные нервные пути», управляющие автоматическими движениями. Если человек, например, овладел музыкальным инструментом до автоматизма, то нервное управление осуществляется уже не по пирамидальному пути.
Итак, на телесном уровне многое происходит автоматически. Мы осознаём это лишь тогда, когда размышляем над этими процессами или… если в этих процессах возникает сбой. Тогда тело посредством болевых сигналов взывает к «более высокой инстанции», к «хозяину», так как для исправления необходимо вмешательство нашего сознания!

Действие и позиция
Значительная часть нашей физической жизни происходит автоматически. Но и те аспекты нашего существования, которые, казалось бы, «нуждаются» в осознанном воздействии духа, при близком рассмотрении проходят неосознанно. Поэтому наши будни состоят из нанизывания бесчисленных маленьких привычек, навыков. Но каждое бессознательное действие — от утреннего душа до просмотра вечерних теленовостей – создаёт определённую позицию, то есть род того, как мы относимся к жизни.
Почему это так? Взаимосвязи очевидны: речь идёт об освобождении духа. В конечном счёте жизнь ставит нас ежедневно перед множеством проблем, которыми мы должны заниматься осознанно. Чтобы упростить этот процесс, сократить его и ускорить, чтобы наши духовные мощности не растрачивались в буднях, мозг, как «слуга» духа, оказывает помощь, опираясь на прежний опыт. Другими словами, старый род решения ложится  в основу каждого нового действия. Поэтому один человек не обратит внимания на нищего, так как, вероятно, раньше имел неприятные встречи с подобными «надоедливыми согражданами», а другой автоматически достанет кошелёк, поскольку приучен уступать порыву помочь в беде.
Однако уже на этом примере видно, как благо автоматизированного принятия решения мозгом (дабы разгрузить нас) может оказаться и проклятием. По двум причинам. Во-первых, недоброе деяние не создаёт предпосылок для добрых решений в будущем. И во-вторых, рассудок отдаёт предпочтение поступкам, которые приносят радость или содействуют обретению власти и потому особенно способствуют возникновению склонностей и страстей. Например, негативные привычки могут перерасти в страсть к критике, нетерпимость, зависть или всезнайство, а человек этого не будет замечать. Проклятие состоит в том, что ложное становится составной частью личности, стереотипом принятия решений, а человек теряет свободу и приобретает зависимость.

Мы управляем своим жизненным кораблём
Но к счастью, внутренняя сущность человека – дух – может определить направление движения корабля жизни. Это значит: каждое решение, каждое деяние даёт повод к реализации определённой установки, но сама по себе эта установка не ведёт к конкретному деянию. Мы можем осознанно вмешаться в этот процесс! Мы можем подать нищему, вопреки привычке, или не пройти мимо старой женщины с тяжёлыми сумками. Этим новым опытом изменяется и наша установка.
Ключ для преодоления вредных привычек – у нас в руках. И существует хорошая стратегия – использовать свой духовный потенциал, чтобы начать движение по новым путям:
• Осознанно пересмотреть свои привычки. Действительно ли то, что я регулярно делаю, рационально? Что я могу изменить? Стать любезнее с людьми? Больше двигаться и бывать на свежем воздухе? Каждый человек легко найдёт то, что можно изменить к лучшему, даже если он уже точно не ощущает, где «заклинивает».
• Затем осознанно заменить старые установки на более рациональные. Если, к примеру, вместо получасового вечернего просиживания за «захватывающим» телевизионным шоу пойти на прогулку, то в собственной жизни осознанно будет выбран новый «строительный камень». При этом человек посодействует новой установке и сделает себе добро. Вскоре прогулка уже не потребует преодоления себя, но будет доставлять радость. И тогда он удивится, почему эта идея не возникла раньше. И однажды ему захочется обогатить свои переживания от красоты природы, он начнёт ходить в лес или в горы и познакомится с новыми людьми с другими интересами… Шаг за шагом у него будет вырабатываться новое поведение, сформируются новые установки, которые приведут к большей свободе.
Этот принцип является, пожалуй, наилучшим для любого изменения. И в частности, для преодоления страстей. Здесь очень важна стабилизация достигнутого, следующая за серьёзным намерением. И для деяния, и для последующих усилий решающее значение имеет преобразование поведения. Ведь недостаточно просто запрудить реку плотиной – дамба рано или поздно разрушится. Речь о том, чтобы позаботиться о новом русле реки, так как мы можем лишь управлять текущими через нас силами, но не задерживать их.
• Прежние привычки постепенно заменять новыми, рациональными.
В глубине сердца мы всегда знаем, что правильно и рационально. Однако слабый внутренний голос нашей сущности – духа – часто заглушается громкими аргументами рассудка. Внутренний диалог между стремящимся к идеалу «я» и «противником со злым умыслом» хорошо известен: «Прогулки на свежем воздухе полезнее, чем прилипание к экрану!» – «Но разве я не имею права расслабиться? Ведь можно что-нибудь важное пропустить!» – «Нет, я хочу преодолеть себя!» – «Но в этой телепередаче бывают интересные разговоры и на духовные темы». – «Всё же движение полезнее!» – «Погулять можно в любое время, а программа идёт в определённые часы». От привычки, а тем более страсти, невозможно освободиться без строгой последовательности.

Что же целесообразно?
Однако аргументы нашего внутреннего «противника» не всегда так прозрачны. Иногда возникают вопросы, на которые довольно сложно ответить. Например, где найти новое, которым можно заменить старые «строительные камни» привычек?
Доктор Елизавета Лукас из Южно-Немецкого института логотерапии составила перечень, который предварила словами: «Я изъяла эти опознавательные знаки из работы с пациентами, которые часто спрашивают, как правильно расставить приоритеты в конфликтных ситуациях и внести порядок в свою жизнь».
Что является рациональным? Рационально то, что:
– имеет высокий шанс принести добро;
– способствует благу ближних;
– свободно от эгоизма;
– конкретно здесь и сейчас;
– способствует согласию с ближними;
– позволяет каждому получать силу, стремиться к ней;
– соответствует нашим способностям и возможностям, так как они – наше самое важное «снаряжение» в жизни.
Действительно, рациональный подход исключает и переоценку, и недооценку, но некоторые люди имеют странную особенность идти собственным путём и пробовать себя в деятельности, которая чужда им, так как считают, что преодоление чего-то полезно для них в духовном плане. Однако это влечёт за собой чрезмерное требование и вместе с тем недовольство, самообвинение и даже лицемерие. Это всегда ложно: сначала выдумать себе рассудочную «модель бытия», а затем пытаться наполнить её «жизнью». Так не бывает. Деятельность должна следовать за способностью, а конкретное деяние – опираться на конкретные вещи.
Этот основной принцип важен не только для духовного восхождения человека, но и для любого совместного созидания. Где способности людей не образуют основу для совместных действий, там нет фундамента для увлечённости и радости.

(из журнала “GralsWelt“, пер. с нем.)