Три ступени молитвы

Просьба
Первое, с чем мы, земные люди, обращаемся к своему Богу, это просьба. Три ступени молитвы

Серьёзная болезнь, несчастье в семье, тяжёлая жизненная ситуация… всё это вызывает тревогу и вспышку горячей мольбы о помощи, обращённой к Богу. Возможно, при этом мы вспоминаем, что нашу жизнь к духовному продвижению понуждала непрерывная цепь больших и малых переживаний, нёсших, подобно волнам, то радость, то заботу; что самых неприятных из них мы часто старались избежать, пытались обойти; что со временем заботы становились тяжелее и насущнее и в конце концов всё это оборачивалось большой проблемой и просьбой о помощи. Случалось и так, что вначале мы поступали по-своему, надеясь на собственную сообразительность и не спрашивая внутренний голос о том, как поступить правильно, соответствует ли это Божьей воле, Божьим законам, и... оказывались в тупике. И только тогда взывали к Богу о помощи. Но было уже нелегко найти выход из положения.
Не всегда такая просьба бывает услышана, часто помощь просто не может прийти. Не потому, что неосуществима – просто она не в русле действия помощи по Божьим законам. И человек начинает вопрошать свою совесть, ища ошибку, если его намерения и замыслы были чисты.
Отсутствие помощи может ввергнуть нас в уныние, разочаровать: Господь далеко, что делать, так уж жизнь устроена, чудес не бывает. Но даже если одолеют сомнения, скажем себе: «Я обо всём этом читал и размышлял, во всём разбирался и был доволен, я сам себе нарисовал такую картину Божьего мира. А теперь, когда это случилось, наступил момент истины. Видимо, что-то происходило иначе, чем я думал. Возможно, я был неправ…»
Мы должны помнить, что вся наша жизнь — это одна длинная цепь испытаний, а десятилетия земного существования — всего лишь один класс в школе жизни. И отказ в помощи — это тоже испытание. Тебя, человече, вызвали, и ты должен показать, чему ты научился. Обратись ввысь с просьбой о помощи, но и сам постарайся, чтобы она к тебе смогла опуститься. А если всё же она не придёт, склони голову в смирении и скажи себе, как древний Иов: «Господь дал, Господь взял; да будет имя Господне благословенно» (Иов 1:21).

Благодарность
Янтарным светом сияют в нашей цепи моменты таких переживаний, когда сильная тревога сменялась высоким счастьем. Словно бредущий в тумане путник неожиданно выходил на яркое солнце, туман рассеивался – и перед ним распахивался мир, прекрасный и приветливый.
И какое это счастье – знать, Кого мы можем возблагодарить, к Кому можем обратиться в момент радостного ликования! Молитва наша обращена вверх, к ясному лику Бога. Такая благодарность сносит мосты и плотины, сбрасывает с нас жалкие лохмотья повседневности, потому что мы не в состоянии вынести их и секунду. Она поднимает нас на крыльях к высотам и на миг соединяет с уровнями, о которых мы без робости и подумать не смели.
Существует и другая благодарность – тише, глубже. Она как текущая вода. Это благодарность «без причины», когда отодвигается в сторону повседневность, потому что вдруг захотелось не быть здесь, внизу, одному, а поблагодарить Его за знание о Нём, Его мудрости, доброте и любви, поблагодарить за тихое руководство в сегодняшнем дне или на прошлой неделе, за знание о Божьей воле и смысле человеческого бытия.
Между знанием и познанием есть разница. Знать, как мудро устроен мир, – это уже много, это богатство, которого многие из нашего окружения не достигли, потому что и не тянулись к нему. Большинству мешает инертность, равнодушие ко всему, что не укладывается в рамки интересов, очерченных ими для себя как практически полезные. Всё выходящее за эти рамки интересует их так же мало, как и судьба коренного племени в Австралии. Если убрать из круга их интересов деньги, секс, карьеру, то можно увидеть, что в нём почти ничего не останется. Наказание за это безразличие произойдёт тогда, когда в размеренное течение жизни вторгнется что-то неожиданное, например катастрофа или смерть близких.
А меньшинство будет мнить, что такое знание у них есть, что они получили его под защитными крыльями церкви или постигая тайны эзотерики.
Однако между беспредельностью Творца и человеческой малостью такая же пропасть, как между справедливостью и индульгенцией за деньги.
Знание – это дар свыше. Но к тому, у кого он есть, предъявляется требование познания. Познание – это найденное и присвоенное знание, и присвоение означает, что человек живёт по нему, потому что оно сформировано в нём и он пронизан им.
Стать таким, каким хочет видеть его Создатель, может только познавший человек, и это принесёт ему счастье. «И тогда каждый земной человек непоколебимо встанет здесь, на Земле, в великой радости воли к созиданию, возведя свой полный благодарности взор к Господу, ибо познание свяжет их навеки – в знании!» (ПГ, т. I, гл. 8).

Три ступени молитвыОбещание
Из глубины познания наконец начнёт проступать настойчивая мысль, что благодарность за дар ещё не является обязательством, что сама она тебя не связывает и даром, ниспосланным тебе, ты можешь распорядиться, как сочтёшь нужным, потому что он –твой. Если ты получаешь в дар от своих близких рубашку, то, благодаря их, ты, однако, не принимаешь на себя обязательство носить её. Возможно, эта рубашка тебе вовсе не подходит. Но если ты станешь носить её, то этим порадуешь своих близких.
В памяти всплывут слова из доклада «Богопочитание» о трепете души при виде красоты леса, гор, который на самом деле есть лишь предвкушение гурмана перед богато накрытым столом. Такое движение души ошибочно считать почитанием Бога. И твоя радостная молитва к Богу, быть может, тоже являет собой нечто подобное: душа лишь наслаждается любовью Творца, и больше ничего?
Возможно, ты припомнишь и свою встречу с Посланием: сперва ты был принимающим. Сначала принимал знания довольно неуверенно, шаг за шагом постигая мудрость мира и беспредельность Бога, и это знание становилось твоим капиталом. На это ушли годы. У кого-то – меньше, а кто-то и вовсе не добрался даже до очередной ступеньки лестницы. Только со временем начали в тебе оформляться контуры желания что-то отдавать Богу. Вначале это желание было смутным и несмелым, но постепенно зрело, подобно тому как из раствора вырастает кристалл, зримый, красочный и сверкающий. Потом оно выкристаллизовалось в действие, самое значительное во всей твоей жизни, – в желание служить.
Твоя благодарность в молитве, даже при всей своей полноте, является только подобием благодарности за дар. Поблагодаришь и, счастливый, продолжишь свой путь. И постепенно забудешь об этом. Возможно, твой путь пересечёт расстроенный чем-то человек и уведёт тебя из твоего мира, от твоего счастья, и ты вдруг снова почувствуешь обыденность и усталость. А возможно, ты впадёшь в эмоциональное безразличие: во время завтрака будешь думать только о том, что предстоит сделать сегодня; проходя парком, сосредоточишься на работе или своих обидах, а во время прогулки через лес равнодушно отметишь, что все прохожие разговаривают о чём угодно, только не о лесе: о телепередачах, статьях в газете, конфликтах на работе, проблемах в семье...
Третья ступень. Она появляется от мгновенно возникшего в молитве – обещания. «Переход» на эту ступень происходит в тот момент, когда у тебя возникает побуждение служить. Что, собственно, значит эта жажда обещать? Не надо ни боевого меча, ни полного отказа от себя самого. Просто «сделайте все свои помышления, все свои деяния служением Богу». Больше ничего. И так как обещание легкомысленно не даётся, то и начинать надо с небольших, но твёрдых шагов – обещая только на один день. «Я обещаю, что буду искренно, от всего сердца стремиться к этому. Может, мне это полностью не удастся или я даже споткнусь, но обязательно встану и буду стремиться дальше…» Это слово – обещаю – сопроводит тебя и соединит с помощью Света, потому что в Божьем Творении она всегда наготове, она только ждёт подобной воли снизу, от нас самих. И когда тебя грозят задушить обыденность и серость, припомни это слово, выпрямись и начни двигаться дальше и вверх. Вечером, ложась спать, ты окажешься почти исчерпанным этим большим усилием, но будешь счастливым и просветлённым.

Всё сводится воедино
Если бы мы поставили себе задачу найти в Послании все упомянутые в нём Божьи законы, то обнаружили бы, что их более тридцати: помимо трёх основных законов мы бы нашли там Закон движения, Закон развития, круговорота, равновесия, справедливости, Закон кармы... И наконец, в докладе «Духовный руководитель человека» прочли бы, что все законы в Творении, устремляясь ввысь, в конце концов сходятся в одном великом основном законе – Законе любви!
Но даже это не всё. В докладе «Круговорот излучений» излагается мысль о том, что, строго говоря, в Творении вообще нет никаких законов, а есть лишь способности, проявляющиеся самодвижущим образом в зависимости от данного конкретного рода и только поэтому принимающие форму законов.
Точно так же и эти три ступени молитвы являются на самом деле только посохом, помощью для нас, слабых и незрелых, в понимании и применении того единого, что мы можем в молитве предощутить. Для этого нам достаточно всего лишь трёх вступительных слов утренней молитвы: «Твой я, Господи!»

(из журнала “Svet Gralu”,
пер. с чешс.)