Если родился свободным — то должен оставаться свободным

* Окончание. Начало в «МГ» № 6.

Ris 2-7Дух и интеллект — два разных «ведомства»?

Свободу иногда представляют чем-то внешним по отношению к человеку, тем, что он якобы может себе присвоить. В действительности свобода человека заложена в его природе. Она существует как потенция, которая может реализоваться при условии, что сам человек примет решение свободно использовать способности своего духа.
Начнём с того, что человек существует в социуме, законы которого закрепляют определённые свободы (веры, мысли, выражения) и дают ему шанс использовать собственную волю без ограничений. Однако, декларируя эти свободы, законы не принуждают людей к их реализации. И тот, кто не готов воспользоваться дарованной ему возможностью, не будет свободным, даже если проживает в стране, гарантирующей основные свободы. И хотя препятствия на пути освобождения могут возникать как извне, так и изнутри, чаще всего они внутренние.
В нормальном случае человек принимает решения исключительно с помощью своего духа, задача же мозга — осуществлять их. Эти задачи разделены, поскольку земля, на которую приходит человек во время своего воплощения, является чужеродной духу и дух, следовательно, не способен её постичь и влиять на неё так, как это может мозг — субстанция того же рода, что и земля. Задача рассудка, являющегося продуктом мозга, помогать духу в исполнении принятых решений. Но для этого он тоже должен быть способным принимать решения, иначе выбор между многочисленными вариантами окажется невозможным.
Центр принятия решений мозга, в отличие от аналогичного центра у духа, гораздо более ограничен в своих действиях. Ему доступно только грубо-вещественное, в то время как дух умеет выходить за пределы материи. Между тем нынешний человек уже давно отдал преимущество в принятии решений мозгу, вместо того чтобы руководить интеллектом, используя для этого более совершенные способности духа. Из-за этого рассудок со временем чрезмерно развился, и ныне он безоговорочно довлеет над духовными способностями людей.

Что ограничивает собственную свободу?
Чем сильнее человек подчиняется интеллекту, тем меньше использует он присущую духу волю. Тем самым он лишается своей свободы. Это неизбежное следствие потери духовных качеств.
Подчиняя себя интеллекту, человек ограничивает своё восприятие реальности и принимает половинчатые решения, которые входят в противоречие с законами Творения. Принятие же противозаконных решений создаёт судьбу, которая подавляет человека. Ведь судьба не случайна, она есть результат прошлых деяний, ибо «что человек посеет, то он и пожнёт». Таким образом, его судьба усложняется, так как препятствия, конфликты и проблемы, которые он должен преодолеть, пережить и решить, не позволяют ему действовать свободно.
Подавление свободной воли, в основе которого лежит пренебрежение закономерностями, мешает развитию в человеке достоинств и, напротив, способствует приобретению им низменных наклонностей (например, тяги к азартным играм, жажды власти или наслаждений), всегда привязывающих человека к соответствующему направлению. Он больше не может принимать свободные решения, ибо вынужден бороться со своими склонностями или подчиниться им. На это расходуются все его «ресурсы». В результате возможность владения свободной волей сильно ослабляется.
Таким образом, невнимание к законам Творения ведёт к утрате свободы. И это неизбежно.

Чему служит свободная воля?
Человек не в состоянии создать свои способности сам. Они даны ему Творцом как инвестиции, которые могут использоваться по назначению. Следовательно, человек должен добиться их реализации, и только благодаря этому он достигнет полного расцвета.
Способности раскрываются лишь тогда, когда они востребованы, а чтобы это произошло, дух должен чего-то желать. Если он уважительно, терпеливо оказывает кому-либо помощь, то тем самым приводит в движение соответствующие дремлющие в нём способности и позволяет им проявиться. Подобно тому как мускулы развиваются при спортивных нагрузках, духовные способности расцветают только при их использовании.
Те усилия, которые человек прилагает на протяжении всего своего земного существования, направлены не только на материальное выживание или на достижение чего-то большего. Их смысл — в развитии духовных способностей. Полный расцвет способностей, заложенных в духе, является целью человеческого бытия, потому что лишь тогда, когда они полностью развернутся, дух сможет вернуться на свою родину, в рай. Препятствование кому-либо в реализации своей воли как со стороны государства, где гражданам не гарантируются основополагающие свободы, так и со стороны отдельного человека, оказывающего то или иное давление, является тяжким преступлением. Это становится причиной не только земных страданий, но и духовных, ибо воздвигаются преграды на пути развития духа, то есть собственного «я» человека.
Дар свободной воли — это не просто возможность, которую мы вправе либо использовать, либо нет. При любых обстоятельствах мы обязаны её реализовать. Ведь для человеческого духа свобода скорее не право, а долг, и чем свободнее становится человек благодаря познанию и следованию законам Творения, тем шире возможности свободы для его окружения.

(из журнала “GralsWelt“,
пер. с нем.)